0

Что такое октановое число бензина

Что такое октановое число и от него зависит ? Таким вопросом задавался любой автомобилист, заправляя на заправке свою машину с мыслью о выборе заправочного шланга с какими то условными цифрами над ним.
Октановое число — это фактически уровень детонации , при котором бензин воспламеняется и взрывается в камере сгорания вашего автомобиля . Если бензин загорится раньше чем нужно , в то время когда еще не закрыты полностью впускные клапана и цилиндр не находится в верхней точке то естественно двигатель , не только может не работать на полную мощность , а работать некорректно , и что еще хуже , фактически мы получим детонацию но об этом далее .

При таком низком октановом числе мы получим при длительной эксплуатации кучу проблем с частями двигателя — износ клапанов , седел под них, дополнительный нагар и т.д. Кроме того несоответствие октанового числа для двигателя влечет за собой ту же дополнительную детонацию , которую часто путают со стуком клапанов.

Октановое число получается путем смещения составляющих бензина. Изооктан —  вещество, которое почти не взрывоопасно при повышении давления , и его детонационная стойкость была принята за 100 единиц . В то же время н-гептан абсолютно устойчив к детонации при повышении давления (можно сказать самодетонирующий ) , поэтому его детонационная стойкость принята за 0 . Именно смесь данных веществ позволяет регулировать октановое число в бензине. Кроме того в бензин добавлен триметилпентан, от которого октановое число мало зависит . Бывают бензины и с октановым числом более 100 единиц, для них используют изооктан с добавлением различных объемов присадок.

Присадки для повышения октанового числа бензина

Для повышения большего октанового числа добавляют ароматические углеводороды и парафиновые углеводороды ( алканы ) разветвленного строения . Именно с применением этих компонентов и повышается октановое число. Но как вы заметили применяемые вещества называется ароматическими (ароматические углеводороды ) т.е. говоря языком обывателя , высокооктановый бензин сильнее пахнет чем низкооктановый . В этом есть и определенные минусы, поскольку высокооктановый бензин в последствии добавления ароматических составляющих, более летуч. Что при длительном хранении в открытой емкости или определенным сочетанием емкости с внешней средой влечет к понижению октанового числа бензина . Поэтому можно сказать , что высоко октановый бензин должен быть » свежим » .

Ранее в СССР для повышения октанового числа применялся тетраэтилсвинец — ядовитая смесь в составе со свинцом . К сожалению тетраэтилсвинец не только ядовит сам по себе , но и быстро выводит из строя каталитические нейтрализаторы и лямда -зонды , которые стали применяться в конструкции современных автомобилей , вследствии чего пришлось отказаться от этой присадки . Также применялись присадки на основе марганца , но сейчас они они также запрещены по экологическим соображениям . Кроме того, для повышения октанового числа иногда используют присадку — ферроцен . Эта присадка ( ферроцен ) имеет в своем составе железо и создает тяжело устраняемый токопроводящий налет на свечах ( оттенки красного цвета) , который ухудшает эксплутационные характеристики и соответственно уменьшает срок службы свечей зажигания . Бензины включают и другие присадки и примеси. Присадки в бензине выполняют разные задачи. Уменьшают количество вредных примесей в бензине — сера , вода , чистят детали двигателя или топливную систему , повышают октановое число бензина (об этом было сказано выше) . Относительно безвредной для двигателя антидетонационной присадкой является метилтретбутиловый эфир . Сейчас он широко применяется в Украине , России и Европе.

Вполне реально получить бензин , с октановым числом более 110 (а это авиационные топлива). Кроме того , всем известная схема со смешиванием газового конденсата , ведь октановое число природного газа как правило выше 100 .

Сгорание бензина при различных октановых числах.

От октанового числа зависит скорость сгорания бензина , то есть фактически взрыв. При высоких октановых числах горение бензина происходит длительно, плавно.. При этом соответственно и газы в камере не дают на поршни нагрузок с явлением удара и излишней резонансной детонации . Двигатель работает более равномерно , плавно и четко . Поэтому в автомобильной промышленности и присутствует тенденция выпускать двигатели современных автомобилей работающих на высокооктановом бензине.

Определение октанового числа бензина

Примерно определить октановое число можно , специализированным прибором — Октанометры , он дает погрешность в октановых числах на 5-10 единиц . Поэтому , проще говоря , проверить качество бензина нет никакой возможности без лабараторных исследований.
В лабаратории октановое число определяют двумя способами :
— Моторный ( MON )
— Исследовательский ( RON ) .

В США октановое число заменяется на так называемый октановый индекс,который составляет среднеарифметическое количество октановых чисел , полученных по моторному и исследовательскому методу для этого топлива. А вот в Японии для обозначения марок бензина используют только исследовательский метод . На наших АЗС также декларируется именно октановое число, полученное по исследовательскому методу .

Применение бензина с несоответствующим октановым числом для двигателя.

Применение бензина с низким октановым числом.
Если получилось так, что вы заправили машину низкооктановым топливом , то прислушайтесь к двигателю. Если двигатель работает стабильно , но плохо тянет , в этом нет ничего страшного , просто сожгите весь низкооктановый бензин и в дальнейшем заправьте бензин с нормативным октановым числом. При этом старайтесь избегать динамичной езды , для избежания детонации в двигателе.
Но если с двигателя слышны звонкие звуки , которые часто путают со стуком клапанов, то это означает, что смесь детонирует ранее чем закрываются клапана . Фактически это взрывная волна распространяется по блоку двигателя и в выхлопную систему. В данном случае это может привести к прогоранию поршней и выпускных клапанов, факт негативного воздействия будет в наличии . » Естественную » детонацию можно иногда наблюдать в случаях чрезмерной нагрузки двигателя , при подъеме в горку , при движении на повышенной передаче . Длительная работа двигателя даже с «естественной» детонацией недопустима , так как это может привести к перегреву двигателя и ,как следствие, повреждения прокладки головки блока цилиндров , прогорания поршней и клапанов.

Применение бензина с высокооктановым числом

Не нужно пытаться применять высокооктановый бензин для автомобилей чьи двигатели не рассчитаны на него. Минусы такого применения тоже очевидны , если изначально конструкция была разработана под низко октановые числа бензина и вы применили высоко октановый бензин , то это повлечет полную перенастройку впускных и выпускных газов а возможно и замену некоторых составляющих двигателя. Время горения бензина в этом случае дольше и фактически нужно будет настроить поршневую группу и воспаление таким образом что бы расширение объема цилиндр — поршень равнялось времени горения , при этом клапана были бы закрыты . Фактически на настроенном двигателе бензин сгорает с опозданием , при этом также будет происходить потеря мощности .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *