0

Бытие и сознание

Один из центральных разделов философии, изучающих про­блему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнеки­тайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом филосо­фия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (уче­ние о познании), логику, иные философские проблемы.

Содержание такой философской категории как «бытие» является весьма сложным. В самом широком смысле этим термином обозначают все существующее в мире. В этом смысле понятие «бытие» синонимично термину «сущее» или «существующее». Однако в ряде философских учений эти термины имеют различное значение, иногда даже противоположное. Основой значения категории бытия является акцент на факте существования вещей в противовес их содержанию.

Категория бытия как самостоятельное понятие была введена в оборот античными мыслителями, представителями элейской школы. Детально разработал содержание этой категории Парменид. Он определил бытие как идеальное, неизменное начало мира, сверхприродный принцип организации действительности.

Основными формами бытия являются:

1.  Материальное бытиесуществование материальных (обла­дающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

2.  Идеальное бытиесуществование идеального как самостоя­тельной реальности в виде индивидуализированного духов­ного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

3. Человеческое бытиесуществование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека са­мого по себе и его бытие в материальном мире;

4.  Социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие — состояние, единое с бытием (так же реально) и про­тивоположное ему.

Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не сущест­вовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, обще­ства, государства, которые раньше были, а потом умерли, раз­рушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. Понятие материи является одним из основных в философии, однако определить его достаточно непросто. Характерными чертами материи являются: наличие движения, самоорганизация, размещенность в пространстве и времени, способность к отражению.

Материя постоянно движется, свойство движения заложено в самой материи (в качестве противоположностей). Свойство самоорганизации материи предполагает способность материи к созданию, самоорганизации без участия внешних сил.

Наиболее характерным является свойство материи располагаться в пространстве и времени. В противоположность материальным объектам, занимающим определенное место в пространстве, идеальные объекты обладают лишь свойством мышления и не занимают места в пространстве. На противопоставлении этих черт (мышления и протяженности) построено различение материального и идеального в философии.

Одним из идеальных объектов является сознание. Проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

В целом в философии существует несколько подходов к пробле­ме сознания:

1. Материализм, представители которого считают сознание особым прояв­лением материи, способностью высокоорганизованной мате­рии отражать саму себя.

2. Солипсизм, крайняя форма субъективного идеализма, признающая реально существующим лишь сознание познающего субъекта.

3. Объективный идеализм, признающий существование материи и сознания, но отдающий последнему первичную роль.

4. Бихевиоризм, разновидность материализма, представители которой считали тезис о наличии у человека сознания недоказуемым, поскольку сознание невозможно наблюдать непосредственно. Вследствие такой позиции они предлагали изучать только поведение человека. В своих радикальных.

С точки зрения материалистической концепции сознания, его основным свойством является отражение. Отражение по своей природе — это способность материальных объектов ос­тавлять в себе следы других материальных объектов при взаимо­действии с ними. В отношении деятельности человеческого сознания, процесс отражения реализуется в ходе познания.

Познание — процесс целенаправленного активного отобра­жения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности — человек — исследует чело­века, то есть самого себя.

В философии существуют две основные точки зрения на про­цесс познания: Сторонники гносеологического оптимизма считают возможным познание человеком окружающего мира. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально без­граничными возможностями познания.

Агностики не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.

Познающим субъектом является человек — существо, наде­ленное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством. Общество в целом, которое за свою историю накопило громад­ный объем материальной и духовной культуры — носителей резуль­татов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека воз­можна лишь в рамках общества. Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом на­зывается истиной. Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *