Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.
Содержание такой философской категории как «бытие» является весьма сложным. В самом широком смысле этим термином обозначают все существующее в мире. В этом смысле понятие «бытие» синонимично термину «сущее» или «существующее». Однако в ряде философских учений эти термины имеют различное значение, иногда даже противоположное. Основой значения категории бытия является акцент на факте существования вещей в противовес их содержанию.
Категория бытия как самостоятельное понятие была введена в оборот античными мыслителями, представителями элейской школы. Детально разработал содержание этой категории Парменид. Он определил бытие как идеальное, неизменное начало мира, сверхприродный принцип организации действительности.
Основными формами бытия являются:
1. Материальное бытие — существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;
2. Идеальное бытие — существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;
3. Человеческое бытие — существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;
4. Социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.
Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие — состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.
Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.
Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. Понятие материи является одним из основных в философии, однако определить его достаточно непросто. Характерными чертами материи являются: наличие движения, самоорганизация, размещенность в пространстве и времени, способность к отражению.
Материя постоянно движется, свойство движения заложено в самой материи (в качестве противоположностей). Свойство самоорганизации материи предполагает способность материи к созданию, самоорганизации без участия внешних сил.
Наиболее характерным является свойство материи располагаться в пространстве и времени. В противоположность материальным объектам, занимающим определенное место в пространстве, идеальные объекты обладают лишь свойством мышления и не занимают места в пространстве. На противопоставлении этих черт (мышления и протяженности) построено различение материального и идеального в философии.
Одним из идеальных объектов является сознание. Проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.
В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:
1. Материализм, представители которого считают сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя.
2. Солипсизм, крайняя форма субъективного идеализма, признающая реально существующим лишь сознание познающего субъекта.
3. Объективный идеализм, признающий существование материи и сознания, но отдающий последнему первичную роль.
4. Бихевиоризм, разновидность материализма, представители которой считали тезис о наличии у человека сознания недоказуемым, поскольку сознание невозможно наблюдать непосредственно. Вследствие такой позиции они предлагали изучать только поведение человека. В своих радикальных.
С точки зрения материалистической концепции сознания, его основным свойством является отражение. Отражение по своей природе — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними. В отношении деятельности человеческого сознания, процесс отражения реализуется в ходе познания.
Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности — человек — исследует человека, то есть самого себя.
В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: Сторонники гносеологического оптимизма считают возможным познание человеком окружающего мира. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.
Агностики не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.
Познающим субъектом является человек — существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством. Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры — носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.
Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества. Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.
Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной. Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.