Философия Древнего Востока
0

Философия Древнего Востока

То, что мы сегодня называем философией, во всех существующих цивилизациях исторически возникает почти одновременно – в период с 7 по 5 вв. до н.э. В Вавилоне из шумерской мифологии и эпоса зарождаются философские представления о мире и месте в нем человека. В Древнем Египте, который оказал такое сильное воздействие на греческую философию, существовали элементы философского знания, связанные с процессами исчезновения мифа.

В Иране именно в этот период возникает зороастризм с его учением о зависимости устройства мира и торжества справедливости в нем от свободной воли человека. В Индии в 6 в. до н.э. возникают классические ортодоксальные философские системы, такие, например, как веданта, йога. В тот же период появляются неортодоксальные философские системы джайнизм, буддизм, санкхья. В Китае в 6 – 5 вв. до н.э. возникают конфуцианство (Конфуций, Сюн-цзы, Мэн-цзы), моизм (Мо-цзы), даосизм (Лао-цзы) и почти все известные нам варианты философского постижения мира от скептицизма до материализма и нигилизма. В Древней Греции в VIII в. до н.э. в творчестве Гомера и Гесиода обнаруживаются первые элементы философского подхода к миру.

В своей книге «Истоки истории и ее цель» немецкий мыслитель Карл Ясперс назвал время возникновения философии «осевым временем», то есть определяющим в дальнейшей судьбе человечества. С точки зрения Ясперса 2500 лет назад человек осознал свое бессилие и самоценность. Сознание человека обратилось на самого себя и стало самосознанием. Появилась необходимость понимания и объяснения целей и смысла собственной жизни, осознания глобального устройства мироздания. Результатом первых попыток осознания этого стало создания основных философских и религиозных учений.

Двумя центрами древневосточной философии стали культуры Индии и Китая.  Философские учения этих стран обычно относят к так называемой «предфилософии», предполагая, что они являются переходным этапом между мифологией и философией. И действительно, философия этих стран является прямым продолжением мифологических верований и носит, в основном, религиозный характер. Одним из свидетельств этого является тот факт, что основу философской традиции, как в Древней Индии, так и в Древнем Китае составили священные культовые тексты.

Так, основу индийской философской традиции составил свод текстов под названием Веды. Веды (дословно – «знание») – это собрание священных текстов, основу которых составляют четыре сборника религиозных гимнов – самхиты (Ригведа,  Яджурведа, Атхарваведа, Самаведа). Самхиты представляют собой некоторое божественное откровение, которое нуждается в расшифровке. Все остальные тексты Вед, фактически, являются комментариями к самхитам. Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской фило­софии вызывают заключительные части Вед — Упанишады (до­словно с санскрита — «сидение у ног учителя»), в которых дается философская трактовка содержания Вед.

Именно в Ведах и в ходе комментирования Вед были сформированы основные понятия философии древней Индии. Прежде всего – концепция перевоплощения душ или сансары. Согласно этой концепции душа человека бессмертна и переживает бесконечное число перерождений или реинкарнаций.

После смерти живого существа его душа переходит в другое тело, процесс этот не имеет начала и называется сансара. В каждом новом теле душа испытывает страдания и наслаждения в зависимости от тех или иных поступков, которые совершались ею в прежних рождениях. Механизм существования души обуславливается законом кармы, которым определяется не только где и когда перевоплотится душа, но ее пол, соц. статус, этический уровень.

Карма – это совокупность поступков, совершенных человеком за жизнь, которая определяет последующие перерождения его души.

Еще одной важной философской идеей, сформированной в текстах Вед, была концепция дхармы.

Дхарма – это понятие нормы, образца поведения, социального и психического бытия живого существа, это прообраз его осознанного бытия.

В период с 5 – 4 вв. до н. э. получили развитие школы и направления философской мысли: локаята, джайнизм, веданта, адживака, йога, санкхья и др. Обычно их делят на ортодоксальные (поддерживающие авторитет вед) и неортодоксальные.

Одним из наиболее влиятельных ортодоксальных учений была Санкхья – дуалистическая философская система, в основе которой лежит противопоставление двух независимых начал: познающего недеятельного субъекта Пуруши и проявляющегося, изменяющегося объекта Пракрити.

Еще одним влиятельным учением является Джайнизм, основателем которого был полулегендарный мудрец Махавира Вардхамана или Джина, что значит Победитель. В основе учения джайнизма лижет представление о множестве атомарных индивидуальных душ (джива) и противостоящей им неодушевленной природы (аджива). Высшим идеалом джайнизма выступает душа, полностью освободившаяся от плена неживой природы.

Еще одной влиятельной неортодоксальной школой является Буддизм, названный по имени его основателя – Будды, что в переводе значит Просветленный. Мирское имя Будды — Сиддхартха Гаутама, согласно легенде он был принцем царской династии Шакъямуни, который, познав страдания человеческой жизни, отказался от царских регалий и стал странствующим учителем и создателем Буддизма. В основе учения Будды лежат следующие положения:

  1. Жизнь – страдание
  2. Корень страдания находится в жажде жизни, наслаждения, гибели и новым перерождениям в сансаре согласно закону кармы.
  3. Раз страдание имеет причину, то можно избавиться от него. Избавление состоит в полном уничтожении жажды жизни, которое приводит к избавлению от круга перерождений (мокша) и выходу в нирвану – состояние полного и вечного спокойствия и безразличия.

Еще оно философское учение, также предлагающее свой способ достижения мокши – Йога, в основе которой лежит убеждение, что посредством определенных физических упражнений, тренировок, можно добиться высшего духовного совершенства и выхода из круга перерождений.

Философия Древнего Китая формировалась в сходных с Древней Индией условиях. То же традиционное, не изменяющееся общество, жесткая структура общества. Основу китайского мировоззрения также составлял свод древних культовых текстов (так называемое Пятикнижие), главным из которых являлась И-цзин, Книга Перемен  – обширное руководство по сложнейшей практике гадания, в ходе которого излагаются воззрения древних китайцев на устройство мира.

Среди множества различных философских школ Древнего Китая выделяются две: Даосизм и Конфуцианство. Эти два учения играли большую роль в Древнем Китае и оказали определяющее влияние на развитие всей китайской культуры. Как  Даосизм, так и Конфуцианство озабочены поисками общественного идеала, однако направление их поисков совершенно различно. Центральной частью Даосизма является учение о мире, а центре Конфуцианства стоит человек.

Даосизм – философское учение, близкое народным верованиям, рисует достаточно противоречивую картину мира. Его основателем является легендарный мудрец Лао-цзы (Старый учитель) живший в конце 6 — начале 5 вв. до н. э. В основе учения Лао-цзы лежат два понятия: Дао и Дэ.

Понятие Дао имеет два значения:

— как первичное начало мира, источник изменений

— как некая форма мира, мировой порядок.

Дэ определяется как некая благодать исходящая свыше, энергия, проводящая воздействие Дао на мир.

Философия даосизма предполагает, что в мире все взаимосвязано, нет ни одной вещи, которая не была бы связана с другими явлениями. Собственно говоря, познание этой связи означает познание Дао как мирового закона или «пути», которым следует природа и человек.

Такое понимание мира предполагает определенную этическую доктрину даосизма. Если мировой порядок и законы природы незыблемы и не зависят от воли человека, единственное, что ему остается – это соблюдение принципа отказа от действия или недеяния (увей).

Основателем Конфуцианства является Конфуций – видный общественный деятель и мыслитель 6 — 5 вв. до н. э., создавший оригинальную социально – политическую теорию. Общество, по Конфуцию, строго иерархично. Вершина его – царь, он осуществляет правление; ниже его располагаются благородные мужи – они являются реальными просветителями, осуществляя мудрое правление государя. Основанием общества является народ, притворяющий в материальную, вещественную форму идеи правящего сословия.

Разделение это в системе Конфуция проводится не только по социальному, но и по этическому признаку: благородные мужи – это лучшие люди государства, воплощенный идеал совершенного человека. Им противостоит коллектив маленьких, ничтожных людей. Общество может быть спокойно, когда сохраняется правильное соотношение частей. Залогом этого является соответствующее воспитание людей. Среди воспитуемых добродетелей особое место принадлежит ритуалу (ли), то есть знанию и соблюдения правил, предусмотренных на всякий случай жизни.

Именно принцип соблюдения ритуала лежит в основе этики Конфуция. Сам Конфуций слыл великим знатоком ритуалов и этикета. Главным принципом этики Конфуция стало правило золотой середины: избегать крайностей в деятельности и поведении.

Конфуций также провозгласил знаменитое «золотое правило этики», которое можно сформулировать так: «не делай другим того, чего не желаешь себе».

Конфуцианству было противопоставлено другое влиятельное соц. – политическое учение Моизм. Основателем его был философ Мо – цзы, первоначально бывший сторонником конфуцианства, но затем выступивший с его критикой. Основной идеей моизма являлась идея примата коллективного над индивидуальным. Строго иерархичному обществу Конфуция Мо – цзы противопоставляет недифференцированную народную массу, ритуалам, которые считал расточительными, утилитарнее поведение.

Еще одной влиятельной школой древнекитайской философии был Легизм – учение, созданное советниками императора — Шан Ян и Хань Фей-цзы. Отправной точкой размышления легистов была уверенность в изначально злой, дурной природе человека, которую невозможно обуздать ничем кроме закона, действующего методами поощрения и наказания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *