0

Философия о происхождении и сущности человека

Несомненно, что проблема человека является одной из важнейших в философии. Человек всегда размышлял в надежде найти смысл собственного существования, понять, как и для чего дана ему жизнь. Ведь понимание собственной природы определяет всю жизнь человека, его поведение, познание им окружающего мира. Именно поэтому основатель немецкой классической философии И. Кант называл основным вопросом философии вопрос «Что такое человек?». Кроме того, существует особенность философского осмысления человека, делающая его уникальным объектом изучения. Дело в том, что человек в процессе познания своей сущности является одновременно и объектом и субъектом познания.

Философской дисциплиной, исследующей сущность человека, является философская антропология. Одним из основных ее вопросов является вопрос о происхождении человека. Ответ на него во много определит ответ на другой вопрос – о сущности человека.

Существует несколько основных версий происхождения человека или антропогенеза. Наиболее ранней является религиозная концепция антропогенеза, согласно которой человек появился в результате акта божественного творения. Не подвергаемая сомнению в рамках религии, эта версия критикуется и отвергается большинством ученых как недоказуемая.

Другой не менее распространенной версией происхождения человека является теория эволюции, предложенная в 19 веке английским натуралистом Чарльзом Дарвином. По мнению ученого, человеческое существо возникло в результате процесса развития живых организмов, продолжавшегося миллионы лет. В результате воздействия сил естественного отбора на живые организмы, происходит селекция живых существ, которые наиболее приспособлены к окружающей среде. Так возникают новые виды живых существ, также возник и человек. Он произошел от одного вида человекоподобных обезьян (гоминидов).

Впрочем, эта версия происхождения человека также имеет множество спорных моментов. Ее критики отвергают возможность происхождения вследствие действия слепых сил природы столь сложного образования как организм, а тем более разумное существо. Существует и другая версия происхождения человека – теория панспермии, согласно которой человек, как и все другие существа, был занесен на планету Земля из космоса.

Однако, как теория эволюции, так и теория панспермии не учитывают того факта, что процесс формирования человека не заканчивается с возникновением живого существа вида Homo sapiens. Не менее важной частью развития человека является формирования его личности, образование общества и развитие культуры. Основатели марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что формирование человека невозможно вне общества и культуры. Поэтому следует говорить о едином процессе формирования человека и общества – антропосоциогенезе. Основным фактором антропосоциогенеза Маркс и Энгельс считали трудовую деятельность человека. Именно совместная созидательная деятельность способствовала формированию общества и развитию человеческого сознания.

Действительно, известно, что человек, с точки зрения современной науки, является результатом долгого процесса развития. Причем развития сразу в двух направлениях: биологического, продуктом которого стал человеческий организм или тело, и социального, в результате которого сформировалась психика человека, его личность (душа). Каждый человек обладает индивидуальностью, то есть набором специфических черт, отличающих конкретное существо (как врожденных, так и приобретенных). При рождении человек обладает лишь биологическим компонентом. Он является индивидом – рядовым членом человеческого рода. Социальные черты индивид приобретает в течение жизни в обществе. Человек становится личностью в ходе процесса социализации – постепенного усвоения социальных норм. Личность в этом отношении представляет собой человека, вовлеченного в общество, вступающего в различные социальные отношения, усвоившего различные социальные роли и нормы. Именно поэтому К. Маркс, развивая концепцию трудового антропогенеза говорит о человеке как «совокупности его социальных связей». Как говорится в пословице:

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

Одной из основных характеристик человеческого бытия является факт его конечности. Действительно, человек является единственным существом на земле, которое знает, что умрет. Таким образом, важен даже не сам факт конечности человека, сколько осознание этого.

Великий французский философ Блез Паскаль определил человека как «мыслящий тростник», объединив в этом выражении два основных принципа существования человека. Он писал: «Человек самая ничтожная былинка в природе, но былинка мыслящая. Не нужно вооружаться всей вселенной, чтобы раздавить ее. Для ее умерщвления достаточно небольшого испарения, одной капли воды. Но пусть вселенная раздавит его, человек станет еще выше и благороднее своего убийцы, потому что он сознает свою смерть; вселенная же не ведает своего превосходства над человеком».

Что дает человеку осознание неизбежности собственной смерти? Прежде всего, оно заставляет человека ценить каждое мгновение своей жизни, воспринимать ее как высшую ценность. Следствием этого является стремление человека оправдать свое существование, доказать, что он не провел годы своей жизни пустую.

Этот момент человеческого самосознания чрезвычайно важен, поскольку побуждает человека искать смысл своей жизни, некую конечную цель, выполнение которой «оправдает» его существование. Именно стремление «оправдать» свое существование стоит за развитием техники, науки, культуры и искусства.

С другой стороны, осознание конечности побуждает человека к отождествлению себя с человеческим родом в целом. Индивид стремится к бессмертию, которое достижимо лишь на пути продолжения рода. Мы можем стать бессмертными в своих потомках. Таким образом, осознание мрачной перспективы каждого человека лежит в основе организации общества и культуры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *