0

Культура и цивилизация

Одним из самых многозначных терминов социальной философии можно без преувеличения назвать понятие культуры. В современной литературе существует более 200 определений этого термина. Само слово культура изначально обозначало возделывание земли с целью приспособить ее для нужд человека. Одним из первых употребил термин культура в значении, близком к современному римский мыслитель Марк Туллий Цицерон.

В широком смысле культура – это совокупность программ человеческой деятельности, поведения и общения, способствующих сохранению, воспроизведению и изменению социальной жизни. Культура характеризует образ человеческой жизни, это совокупность знаний, навыков и умений, которыми обладает человек. Культура – это все множество традиций и обычаев, социальных и религиозных норм, но также и достижения техники и технологии. В узком смысле слова под культурой подразумевают уровень или степень развития, достигнутая конкретным индивидом или сообществом в освоении какого-либо вида деятельности (культура труда, культура речи и т. д.).

Выделяют два основных вида культуры: материальную и духовную. Под материальной культурой понимают совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности. Элементы материальной культуры называют артефактами. Таким образом, к материальной культуре относят все материальные объекты, созданные человеком.

Напротив, термин «духовная культура» обозначает совокупность результатов духовной деятельности человека. Духовная культура объединяет идеальные объекты, созданные человеком: идеи, знания, язык, обычаи, искусство, науку и так далее.

Другой распространенный термин социальной философии – цивилизация, зачастую употребляется как синоним понятия «культура» или обозначает определенную стадию развития культуры. Однако термин «цивилизация» имеет и самобытные черты. Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный) это существующая длительное время совокупность народов и стран, обладающих общими чертами и единым социокультурным своеобразием. В этом контексте можно говорить о европейской цивилизации или цивилизации индейцев Майя.

Основы цивилизационного подхода были заложены в работах таких мыслителей как Николай Яковлевич Данилевский, Освальд Шпенглер и  Арнольд Тойнби. В работах этих мыслителей цивилизация предстает своеобразным живым организмом, имеющим определенные стадии развития: рождение, взросление, старение и смерть. Некоторые представители цивилизационного подхода отвергают существование всемирной истории как единой линии развития человечества и выделяют определенное количество (от семи до двадцати одной) локальных цивилизаций, каждая из которых имеет свою историю. Другие представители, например А. Тойнби, считают возможным взаимодействие и преемственность между цивилизациями, а, значит, и возможность глобального исторического процесса.

Альтернативой цивилизационному подходу стоит считать формационный подход, созданный классиками диалектического материализма Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Общественно-экономическая формация – это определенный этап развития общества. Однако, если цивилизация характеризуется техническим развитием общества, то основной чертой общественно-экономической формации является определенный уровень экономического развития. К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли пять основных формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая) и одну дополнительную (так называемый азиатский способ производства). Преимуществом формационного подхода является целостное представление исторического процесса развития общества, отдельными этапами которого и являются формации.

Понятие истории является одним из основных в философии. История – это глобальный процесс временной последовательности событий. Обычно под историей подразумевают историю человеческого общества, однако природа также имеет свою историю. Изучение истории общества в рамках философии включает решение вопросов о смысле истории, направленности исторического процесса, движущих сил истории.

Так, вопрос о направлении исторического процесса осмысляется в терминах прогресса и регресса. Предполагается, история человечества представляет собой процесс развития от менее сложных форм к более сложным, то есть является прогрессом. Однако, в истории нередки случаи отката в развитии общества к предыдущим, уже пройденным стадиям развития или даже развития от сложных форм организации общества к более простым, то есть регресса.

По характеру историческое развитие общества может быть как эволюционным, так и революционным. Эволюция предполагает постепенное накопление изменений, в то время как революция предполагает взрывной характер изменений. Наиболее интересным представляется вопрос о движущих силах истории. Основные позиции в этом вопросе представлены фатализмом и волюнтаризмом. Волюнтаризм отводит решающую роль в развитии общества воле человека. Волюнтаристы предполагают, что в основе событий, изменяющих общество, всегда стоят сильные личности. Фатализм, напротив, предполагает наличие объективных закономерностей развития общества, изменить которые человек не в силах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *