0

Немецкая классическая философия

Немецкой классической философией называют творчество пяти наиболее известных немецких мыслителей конца 18 – начала 19 веков: Иммануила Канта, Иоганна Готлиба Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и Людвига Фейербаха. Эти мыслители поставили и разработали ряд вопросов, связанных с гносеологией и философией человека.

Основателем немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724 — 1804). Родиной этого прославленного мыслителя является город Кенигсберг. Кант прожил внешне ничем не примечательную жизнь немецкого университетского преподавателя. Однако в сфере мышления он, без сомнения, произвел настоящую революцию и стал основателем одного из наиболее влиятельных направлений в истории философии.

В творчестве Канта выделяют два периода: докритический и критический. В течение докритического периода внимание Канта было сосредоточенно на решении проблем естественных наук. В результате Кант осознал наличие противоречия между миром и логикой человеческого познания. Это размышление приводит Канта к необходимости рассмотрения познавательных способностей человека и решения вопроса о возможности научного познания мира.

Критический период творчества Канта ознаменовался выходом его самых известных трудов: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Кант задался целью обнаружить границы того, что можно познать при помощи разума. Он разделил все знания человека на опытные и доопытные или априорные (от лат. a priori – «до опыта»). Кант считал, что априорные формы существуют до всякого познания и определяют его содержание. Можно сказать, что априорные формы – это, своего рода, инструмент познания, при помощи которого человек определенным образом представляет себе мир.

Кант выделял три познавательные способности человека: чувственность, рассудок и разум. Причем каждая познавательная способность имеет свои априорные формы. Так, чувственность обрабатывает данные органов чувств при помощи форм пространства и времени. Рассудок, в свою очередь, обрабатывает результаты чувственного познания при помощи 12 основных категорий (количества, качества, модальности и отношения). Разум – высшая познавательная способность человека, имеющая дело только с абстрактными объектами. Разум стремится к завершению идей рассудка.

Совокупность априорных форм образует трансцендентальный субъект – изначально заданную позицию познающего субъекта. Трансцендентальный субъект – это, своего рода, рамки познания человеком мира. Причем, по мнению Канта, эти формы познания являются одинаковыми и неизменными для всех людей. Следовательно, человек не может познать мир вне этих форм, «таким как он есть» или «сам по себе», а также не может «поменять» формы своего познания.

Согласно Канту, человек познает при помощи априорных форм лишь внешнюю сторону вещей, явления или феномены. Сущность вещи, называемая Кантом «вещью в себе» или ноуменом, напротив, недоступна познанию человека или трансцендентна. Человеческий разум, на высших ступенях познания стремится к познанию непознаваемых вещей-в-себе, что приводит его к противоречиям, которые Кант называет апориями. Примерами таких противоречий является принципиальная невозможность однозначно решить вопросы о существовании Бога или конечности вселенной.

Не менее оригинальными являются идеи Канта в сфере этики. По его мнению, этика является сферой свободы человека. Моральный поступок вырывает человека из пут зависимостей обыденной жизни. Человек зависим, поскольку имеет потребности и вынужден поступать так, чтобы они были удовлетворены. Моральный поступок же не приносит никакой выгоды человеку, его совершившему, и является его свободным волеизъявлением.

Кант предлагает моральную норму, имеющую универсальный характер: категорический императив. Категорический императив можно сформулировать следующим образом: поступай так, чтобы содержание твоего поступка могло стать всеобщим законом.

Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814) — немецкий философ, субъективный идеалист и диалектик. Родился в крестьянской семье, рано выделялся своими способностями и благодаря случайным обстоятельствам получил образование.

Свою философию Фихте называет «наукоучением» (наукой о науке) — фундаментом всех наук. При этом он настаивает на первенстве практически-деятельного отношения к миру перед теоретическим (созерцательным). Фихте строит свою философию на критике кантовского понятия «вещь в себе», которое, по его мнению, излишне. Действительно, поскольку ноумен или вещь в себе непознаваем, мы не можем достоверно утверждать, что он существует.

Однако отрицание вещей в себе по сути своей является отрицанием существования объективной реальности. Такая позиция приводит Фихте к субъективному идеализму, то есть предположению, что окружающий мир является результатом мыслительной деятельности человека.

Развивая эту идею, Фихте выделяет три стадии развития человеческого сознания: На первом этапе «я» полагает само себя. На втором этапе самопознания человеческое «я» противополагает себе некое «не-я», чувственно-воспринимаемый мир, природу. На третьем же этапе «Я» постигает уже и «я» (сознание человека) и «не-я» (окружающий его мир) как части себя.

Здесь следует сказать, что, не допуская существования независимой от сознания «вещи-в-себе», Фихте вынужден ввести по существу два различных Я: одно из них тождественно индивидуальному сознанию, другое — не тождественно ему (абсолютное Я). Иначе говоря, Я с большой буквы — это абсолютное, «всеобщее Я», которое в ходе своей созидательной деятельности разделяется на эмпирические я и не-я, иначе называемые делимыми.

Фактически «всеобщее Я» выступает в наукоучении как надындивидуальный, сверхчеловеческий, мировой дух. Поскольку Я у Фихте рассматривается как охватывающий в себе и всецело определенный круг всяческих реальностей, оно есть субстанция, — но это духовная субстанция. А это уже поворот к объективному идеализму, где просматриваются две важные идеи: раздвоение единого и субстанции.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — крупнейший представитель немецкой классической философии, создатель грандиозной системы объективного идеализма и теории (метода) диалектики. Родился в Штутгарте. Изучал философию и теологию в Тюбингенском университете. Некоторое время был домашним учителем, затем в 1808—1816 — директором престижной гимназии в Нюрнберге. С 1816 г. Гегель был приглашен в Гейдельбергский университет, а в 1818 г. — в Берлинский, где он работал профессором (а некоторое время и ректором) до конца жизни.

Великая заслуга Гегеля состояла в том, что он, обладая огромным историческим чутьем, впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь, законы этого движения и развития. В любом процессе развития Гегель выделял три основных этапа (гегелевская триада): тезис (нечто полагается) – антитезис (нечто противополагается тезису) – синтез (возвращение к тезису, но уже на новом уровне). В этой формуле очевидна та роль, которую играют противоречия в процессе развития.

По мнению Гегеля в основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало — абсолютная идея, мировой разум, мировой дух и т.п. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее — в самопознании.

В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа:

  • 1) развитие идеи в ее собственном лоне, в «стихии чистого мышления»
  • 2) развитие идеи в форме «инобытия», т.е. в форме природы
  • 3) развитие идеи в сознании, праве, нравственности, всемирной истории.

На этом этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности.

Философия духа является завершающей частью гегелевской системы. «Философию духа» Гегель расчленил на три раздела: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух.

Учение о субъективном духе посвящено в основном характеристике индивидуального сознания. Под объективным духом Гегель понимает социально-историческую жизнь человечества. Ключевыми здесь становятся понятия права, моральности, добра и зла, нравственности, семьи, гражданского общества, государства, всемирной истории.

Абсолютным духом немецкий философ называл формы общественного сознания, которые он сделал предметом специального рассмотрения. Абсолютный дух, согласно Гегелю, самораскрывался в трех основных формах: в искусстве, религии и философии. В искусстве он познается в форме созерцания, в религии — в форме представления, в философии — в форме понятия, т.е. как «мыслящее рассмотрение». Но при этом он ставит философию выше частнонаучного знания, изображает ее как «науку наук».

С развитием философии и, в частности, собственной философской системы Гегеля, человеческий дух достигает вершины развития. Именно на этом этапе абсолютная идея завершает свое развитие, «узнавая» себя в формах человеческого сознания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *