0

Русская философия

Несмотря на малую известность за рубежом, русская философия представляет собой уникальный феномен в истории философии. Ее особенность заключается в том, что она развивалась автономно, независимо от европейской и мировой философии. Вследствие этого русская философия избежала влияния многочисленных направлений и разработала классические проблемы философии в оригинальном, самобытном ключе.

Основными чертами русской философии можно назвать:

  • 1. Сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
  • 2. Специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство;
  • 3. Целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
  • 4. Большая роль проблем морали и нравственности;
  • 5. Конкретность;
  • 6. Широкое распространение в массах, понятность простому народу;

Также можно было бы отнести к чертам (и вместе с тем к недостаткам) русской философии XIX — начала XX в. ее несистематичность, систематическую недоработанность, некоторую недооценку рационалистических конструкций.

Одним из виднейших представителей русской философии первой половины XIX в. был Петр Яковлевич Чаадаев (1794 — 1856). В центре философии П. Я. Чаадаева стоят проблемы антропологии и философии истории. Его взгляд на общественные события как подчиненные религиозной и церковной истории стал отправным пунктом для социологии славянофилов, а его ориентация на культуру Западной Европы как образец для России была исходным рубежом для воззрений западников.

В своем наиболее известном произведении, «Философических письмах» П. Я. Чаадаев характеризует тяжелое положение русского народа и пытается ответить на вопрос о судьбах России, найти корни современной жизни в истории страны. Он считал самой печальной чертой русской цивилизации ее изолированность от общечеловеческого развития. Главные пороки русской жизни Чаадаев видел в самодержавии и крепостничестве — главных свидетельствах ее отсталости.

Размышления Чаадаева стали основанием для целой философской дискуссии относительно путей развития России. В ходе этой дискуссии сформировались два основных направления русской социально-философской мысли 19 века: славянофилы и западники.

Представители славянофилов выступали с критикой слепого подражательства Западу, прямого заимствования западных форм общественной и культурной жизни, их бездумного переноса на российскую почву. Основой самобытности России они считали православие.

Славянофилы выступали против крепостного права; определяющими для них были принципы классового мира и эволюционного (путем реформ) прогресса. Большую роль в выработке и развитии взглядов славянофилов сыграли А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, П. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин и др.

В свою очередь,  западники делали акцент на творческом усвоении опыта Западной Европы, особенно в общественно-политической области. Для достижения целей социально-политического преобразования российского общества (отмены крепостного права, обеспечения свободы личности, свободы слова и печати и т.п.) западники предусматривали необходимость радикальных методов борьбы, коренной ломки традиций российского общества. К западникам относят таких мыслителей, как А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, Н. П. Огарев, В. П. Боткин, Е. Ф. Корш и др.

Наиболее видными представителями материализма и диалектики XIX в. были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. Их объединяли не только общие философские принципы, но и ненависть к любым формам угнетения человека, революционный демократизм, не только теоретическое, но и практическое отстаивание своих идей, интенсивность общественной деятельности и трагизм жизненного пути.

Александр Иванович Герцен (1812 — 1870) — философ, писатель, публицист, один из идейных вдохновителей революционно-демократического движения в России.

Герцен ратовал за снятие крайностей идеализма и реализма на путях разработки нового мировоззрения, где мышление признается высшим результатом развития природных начал. Он отмечал, что сознание возникло в ходе исторического развития природы, по отношению к которой оно вторично и производно.

В философии истории А. И. Герцен явился сторонником такой позиции, согласно которой социальное развитие — это неподвластный никакому предопределению процесс, направляемый стремлением людей к самопознанию и сознательной деятельности во имя свободы.

Герцен критикует западноевропейский путь буржуазного развития, полагая, что у России должна быть иная историческая судьба. Он утверждал, что русская деревенская община с ее коллективной собственностью на землю, уравнительными отношениями и самоуправлением содержит зачатки социализма.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828 — 1889) — революционный демократ, писатель, публицист, литературный критик, философ. Он отстаивает утверждение о материальном единстве мира, о естественном взаимодействии человека с природой как основе его сознания и социального существования. Он считает, что мышление, теоретическое познание должно опираться на чувственный опыт человека. В науке, особенно естественной, Н. Г. Чернышевский видит двигатель общественного прогресса. Разрабатывая антропологический принцип, Н. Г. Чернышевский считал индивида первичной реальностью, а общество — множеством отдельных людей, взаимодействующих друг с другом.

Наиболее ярким представителем религиозно-идеалистической философии 19 века был Владимир Сергеевич Соловьев (1853 — 1900). Он стал основателем целого направления – философии Всеединства. Соловьев удачно соединил в своих идеях философию и богословие, создав весьма продуктивную философскую систему.

В основе теории Соловьева лежит понятие Добра, понятого как некая высшая сущность, получающая воплощение в различных формах. Добро, по Соловьеву, обладает следующими свойствами:

  • 1) чистотой, или самозаконностью (автономией), ибо оно ничем внешним не обусловлено;
  • 2) полнотой, или всеединством, поскольку оно все собою обусловливает;
  • 3) силой, или действенностью, поскольку оно через все осуществляется. Оно проявляется прежде всего в чувствах стыда, жалости (сострадания) и благоговения.

Добро составляет основу нравственной жизни человека. Благодаря ему, человек может воспринимать разницу между хорошим и плохим, вырабатывать и воспринимать моральные нормы, формулировать учение о нравственности.

Соловьев отрицает противопоставление личности и общества. По его мнению, человек – это существо личностно-общественное.

Соловьев различает три основные формы организации человеческого общества:

  • 1) родовая форма;
  • 2) национально-государственный строй;
  • 3) всемирное общение жизни. Последняя из этих форм есть осуществление идеи Всеединства — идеал будущего, когда в «действительном нравственном порядке» будут преобразованы и воссоединены все элементы бытия.

Всеединство для Соловьева – это конечная цель всего, что существует. Всякая частица мира стремится достигнуть своей полноты. Это возможно только в случае взаимопроникновения всех живых существ, объединенных любовью друг к другу и к Богу.

Еще одним крупным представителем русской философии был Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948). В основе философского мировоззрения Н. А. Бердяева лежит различение мира призрачного (это «мир» в кавычках, эмпирические условия жизни человека, где царствует разъединенность, разорванность, вражда, рабство) и мира подлинного (мир без кавычек, «космос», идеальное бытие, где царствует любовь и свобода).

Человек, его тело и дух находятся в плену у «мира», призрачного бытия. Задача же человека состоит в том, чтобы освободить свой дух из этого плена, «выйти из рабства в свободу, из вражды «мира» в космическую любовь». Это возможно лишь благодаря творчеству, способностью к которому одарен человек, поскольку природа человека есть образ и подобие Бога-творца.

Одним из наиболее продуктивных направлений русской философии 19 – 20 веков была философия космизма. Космизмом называют специфическое направление философии, осмысляющее судьбы человека и общества с позиций космологического мировосприятия.

В рамках русского космизма условно можно выделить два течения: Первым является космическое направление научной мировоззренческой мысли. В его ряду стоят такие философы и ученые, как Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский и многие другие.

Вторым является космическое направление русской религиозной философии. Оно представлено в наследии Вл. С. Соловьева, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева.

Николай Федорович Федоров (1829 — 1903) — философ, родоначальник русского космизма. Обладал обширными и разносторонними знаниями, владел в совершенстве основными европейскими языками, знал и несколько восточных языков. В основе концепции Н. Ф. Федорова лежит поиск глубинных причин зла и разработка средств его преодоления.

Главное зло для человека он усматривал в смерти, порабощенности его слепой силой природы. В таких условиях каждый человек пытается решить прежде всего проблемы самосохранения, что неизбежно порождает эгоизм, безнравственность, зооморфизм общественного строя. Он выдвигает идею регуляции природы силами науки и техники. Регуляция природы мыслилась им как принципиально новая ступень эволюции, как сознательный этап развития мира и космоса.

В его проекте — и овладение природой, и переустройство человеческого организма, и управление космическими процессами, и, наконец, «воскрешение отцов», возвращение людям жизни, отнятой у них людьми или природой в процессе войн, голода, природных стихий и т.д.

Константин Эдуардович Циолковский (1857 — 1935) — известный ученый, основоположник современной космонавтики. К. Э. Циолковский пытался решить ряд философских проблем: о смысле космоса в целом, о месте человека в космосе, о конечности или бесконечности человеческого существования, путях построения счастливого будущего и т.д.

Владимир Иванович Вернадский (1863 — 1945) — выдающийся естествоиспытатель и мыслитель-гуманист, один из выразителей русского космизма, основатель учения о биосфере и ноосфере, генетической минералогии, биогеохимии, радиогеологии и других научных направлений.

Ноосфера представляет собой новый этап развития биосферы, связанный с появлением человека, развитием мышления и созданием общества. Ноосфера, мыслящая оболочка Земли, благодаря познанию человеком законов природы, становится крупнейшей силой преобразования природы.

Своеобразным венцом развития ноосферы должна стать автотрофность человечества, т.е. освобождение его от необходимости получать энергию от растительного и животного мира Земли, — условие отрыва будущего человечества от одного планетного тела и перехода его эволюции в космос.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *