0

Современная философия

Современная философия возникла и формировалась в эпоху глобальных потрясений для европейской цивилизации и человечества в целом. Кровопролитные мировые войны, геноцид, концентрационные лагеря, тоталитаризм, гонка вооружений и угроза ядерной войны как итога существования человека на земле побудили мыслителей переосмыслить основы нашего мировоззрения. Критика классического рационального мышления, начатая в 19 веке, превратилась в попытки формирования принципиально иной модели мышления, которая стала бы альтернативой классической рациональности.

Одним из наиболее влиятельных направлений философии 20 века стала феноменология. Основателем феноменологии является немецкий мыслитель Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938). Гуссерль стремился придать философской теории черты строгой науки. Сферой интересов Гуссерля как мыслителя была философия сознания и познания. Рассматривая сознание человека, Гуссерль заявляет, что его основным свойством является интенциональность – состояние направленности на какой-либо объект. Таким образом, сознание человека всегда дано нам как сознание нечто познающее, направленное на что-либо. То, что познается сознанием, Гуссерль называет феноменами. Однако, Гуссерль отказывается от классического определения этого термина, предполагающего, что феномен – это явление, за которым скрывается сущность или ноумен. По Гусселю феномен – это явление, которое указывает само на себя, за ним не скрывается никакой сущности.

С точки зрения Гуссерля, человек воспринимает мир при помощи естественной установки, предполагающей наделение окружающих человека объектов множеством различных практических и ценностных характеристик или смыслов. Гуссерль рассматривает эти смыслы как предрассудки, мешающие истинно научному взгляду на мир. Выдвигая лозунг «Назад к предметам!», Гуссерль предлагает очистить сознание при помощи особого рода операции – феноменологической редукции. Эта операция позволит избавиться от естественной (наивной) установки и достигнуть чистого сознания.

Еще одним значительным направлением современной философии является экзистенциализм. Экзистенциализм (от лат. exsistentia –существование) – это философия, изучающая человеческую личность. Экзистенциалистов особенно интересуют те специфические чувства и состояния, которые переживает человек в процессе существования: тревога, страх, забота, отчаянье, любовь и т. д. Основными представителями философии экзистенциализма считаются: Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Г. Марсель.

Экзистенциализм является философией кризисного периода. Шок, который испытало европейское общество после первой мировой войны, породил кризис рациональной мысли в философии. Человек осознавал себя уже не как существо разумное и рациональное, но как существо конечное по своей природе.

Хрупкий, конечный человек экзистенциалистов лишен оснований. Вера в прогресс и гносеологический оптимизм сменяются страхом и ощущением бесцельности существования. Цели человеческой жизни изначально задаются глобальными структурами, такими как бог, абсолютная идея, субстанция, мир идей и т. д. Когда же существование таких структур подвергается сомнению, возникает ощущение абсурда. С одной стороны человек оказывается свободен, а с другой – эта свобода ему уже не нужна. Не случайно экзистенциалисты называли своим предтечей русского писателя Ф. М. Достоевского, один из персонажей которого вопрошал: «Если Бога нет, то все позволено?»

Одним из наиболее известных представителей экзистенциализма был французский мыслитель, писатель и общественный деятель Жан-Поль Сартр (1905-1980).

Философские идеи Сартра во многом являются переосмыслением феноменологии Э. Гуссерля. Используя феноменологический метод, Сартр пытается выявить основные характеристики человеческого существования. В своей основной работе «Бытие и Ничто» он выделяет два основных типа бытия: бытие-в-себе и бытие-для-себя. Основное свойство первого – самотождественность. Бытие-в-себе – это природный мир, окружающий человека. Бытие-для-себя характеризует специфически человеческий способ существования, для которого свойственны недостаточность, нетождественность себе. Человек, по мысли Сартра, есть ничто, пустота, отсутствие. Это означает, что человек ничем не детерминирован, «выключен» из совокупности причинно-следственных связей. Он абсолютно свободен, поскольку его «существование предшествует сущности». Человеческая судьба оказывается принципиально незавершенной, поскольку ее определяет не прошлое, а будущее.

Еще одним известным представителем экзистенциализма был немецкий мыслитель Мартин Хайдеггер (1889 – 1976). Хайдеггер был одним из ближайших учеников Э. Гуссерля. Он попытался продолжить проект Гуссерля по изучению свойств человеческого сознания. Одной из основных тем человеческого сознания является тема переживания человеком времени. Хайдеггер критикует классическую традицию, считая истинный смысл бытия был утерян. Понимание бытия как вневременного созерцания является неверным, по мнению Хайдеггера. Такое понимание абсолютизирует момент настоящего, который скрывает от человека факт его конечности.

Только осознавая свою конечность, связав настоящее с прошлым и будущим, человек может осознать истинное бытие. Такие чувства как страх, забота, решимость, совесть, вина выполняют эту функцию в человеческой жизни.

Преодоление метафизики, вырвавшей человека из бытия, Хайдеггер видит в языке. «Язык есть дом бытия»,  — утверждает Хайдеггер. По его мнению, в глубинах языка скрывается истина, возможность верного отношения к миру. Поэтому необходимо вслушиваться в язык, отказавшись от того, чтобы рассматривать его лишь как инструмент. Ведь, по убеждению Хайдеггера, на самом деле не человек говорит на языке, а, наоборот, язык говорит через и посредством человека.

Еще одним значительным направлением философии 20 века стал структурализм. Основателем этого направления принято считать французского этнографа, социолога и мыслителя Клода Леви-Стросса (1908 – 2009). Леви-Стросс, будучи профессиональным этнографом, организовал множество экспедиций в Южную Америку, где изучал быт и поведение первобытных племен. На основе богатого материала он создал междисциплинарную теорию, названную структурной антропологией.

Леви-Сросс предполагал возможность рассмотрения антропологии и этнографии как частей семиотики, то есть науки о знаках. Это возможно, поскольку в основе различных проявлений человеческого мышления и поведения (структур родства, особенностей расселения, структур языка) лежат одни и те же структуры. Эти структуры содержатся в бессознательном и действуют помимо воли  индивидуального человека.

Совместно с лингвистом Романом Якобсоном Леви-Стросс попытался переложить модели изучения языка в лингвистике на материал этнографии. Результаты этого исследования были положены в основу структурализма – философского направления, исследующего глобальные структуры, определяющие мышление и поведение человека.

Другим известным представителем структурализма был французский мыслитель Мишель Фуко (1926 – 1984). Фуко сделал объектом исследования научное знание. Фуко разработал особый метод изучения знания, который называл археологией знания. Суть этого метода состоит в рассмотрении знания как речи, то есть как совокупности высказываний. Интерес Фуко при этом вызывают не сами высказывания, но обстоятельства их появления, те факторы, которые определяют, какие высказывания появятся, а какие нет.

Изучая историю развития научного знания, Фуко выявил глобальные структуры, определяющие характер этого знания в данную эпоху. Такие структуры Фуко называл эпистемами (от греч. επιστήμη – знание). Фуко наметил контуры трех основных эпистем европейского знания, последовательно сменяющих друг друга: ренессансная, классическая и современная.

Каждая эпистема, в свою очередь, состоит из множества дискурсов. Дискурс – один из основных терминов философии Фуко. Дискурс – это совокупность высказываний, имеющих общие условия появления. Дискурсивный анализ, метод разработанный  Фуко для изучения дискурсов, предполагает выявление таких условий появления высказывания как: позиция говорящего, формы высказывания, объекты относительно которых что-либо говорится и т. д.

Еще одним из основных направлений философии 20 века является неопозитивизм или третий позитивизм. Представители этого философского направления объединили главные положения позитивизма с основами математической логики. Основные идеи неопозитивизма были высказаны участниками так называемого Венского кружка – неформального объединения ученых, существовавшего в Вене в середине 20 годов.

Одним из наиболее известных участников этого кружка был австрийский философии Людвиг Витгенштейн. Витгенштейн предполагал, что мир устроен так же, как и математическая логика. Мир, по мнению Витгенштейна, это не совокупность вещей или событий, но совокупность фактов, причем фактов языка. Из этого следует, что адекватность познания человеком окружающего мира зависит от ясности и точности его  языка.

Бытовой язык (а также частично и язык науки) содержит много путаницы и неясностей. Вполне возможно, что основные проблемы философии и науки являются лишь проблемами языка. «Исправление» языка в этом случае может помочь решению этих проблем.

Под исправлением Витгенштейн имел ввиду подчинение языка обыденности нормам формальной логики. Те моменты языка, которые не соответствуют нормам логики, следует обойти молчанием. Об этом свидетельствует знаменитая фраза Витгенштейна:

«О чем невозможно говорить (логично), о том следует молчать».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *