Древний китай
0

Культура Древнего Китая

На земле Китая, отрезанного от остального мира горами, степями и пустынями Центральной Азии, зародилась одна из древнейших культур. Около V тыс. до н.э. в долинах рек Хуанхэ, Янцзы, Вэй, Ханьшуй появились поселения земледельцев, обнесенные рвами и окруженные стенами из утрамбованной глины. Здесь же сложились основные типы керамических изделий, выполненных вручную и на гончарном круге. Сосуды для древних китайцев — они называли себя шан, хуа и чжоу — имели не только практический смысл, но являлись также своеобразным сводом знаний об окружающем мире. В их росписях, где преобладали геометрические рисунки, различные по величине ромбы, круги и зигзаги, угадывались начертания солнца, гор, луны, рек, деревьев. В этих рисунках лежат истоки древней китайской пиктографии. По месту первых находок археологи назвали этот ранний этап периодом яншао (IV—III тыс. до н.э.). Однако недавно была обнаружена еще более древняя культура хуншань.

К концу III тыс. до н.э. появились сосуды луншань, выполненные в форме треножников, кубков, разнообразных кувшинов. В этот же период сформировались основные мифологические представления древних китайцев, для которых природа являлась объектом религиозного поклонения, а общение с ней превратилось в сложную эстетическую систему. Древние китайцы верили, что на небо можно взобраться по небесным лестницам, что в центре мира находится гора в форме дворца. Солнце представлялось им в виде 10 золотых воронов—детей Сихэ, живущих на дереве фусаи, а весь мир возник от двух божеств — Нюйвы и Пань-гу, которые появились на свет в процессе отделения неба от земли. Полуженщина-полузмея Нюйва считалась прародительницей мира вещей и людей, вылепленных ею из глины и лёсса.

Постепенно, по мере освоения природы, у древних китайцев сформировались представления о культурных героях: человеко-птице Фу-си, Суй-жене и др. Все культурные герои занимались изготовлением ритуальных сосудов и музыкальных инструментов. Кроме того, они являлись первопредками различных племен.

По-видимому, в районе крупных рек сложились мифы о потопе, главными героями которых были Гунь, боровшийся с водной стихией с помощью саморастущей земли, и его сын Юй, прорывший канавы и избавивший землю от нечисти.

Позже возникли представления о пяти мифических государях, владеющих пятью царствами: центром, востоком, западом, севером, югом. Каждому правителю соответствовало определенное время года, цвет, созвездие, животное, часть тела, оружие, а также один из пяти первоэлементов (огонь, вода, дерево, металл, земля).

Древние китайцы верили, что их жизнь полностью зависит от покровительства умерших предков, похороненных в подземных камерах. У входа в них стояли приземистые статуи полулюдей-полухищников, оберегавшие от злых духов. Любой из предметов, положенных в гробницу, имел магический смысл. Для жертвенных возлияний духам-покровителям использовались различные по форме и по объему сосуды, являвшиеся частью ритуального обряда. Но в то же время они отражали сложившиеся в шан-иньский период (II тыс. до н. э.) представления о грозных силах Вселенной. К концу шан-иньского периода усложняется система орнамента: на фоне разнообразных магических знаков появляются головы реальных и мифических животных и др. Ритуальные сосуды украшаются плавниками, чешуей, колючими зубьями. Узорчатые ребра разделяют их на четыре части — четыре страны света, олицетворяющие небо, горы, землю и воду.

В шан-иньский же период была разработана техника бронзового литья и появились первые города с дворцовыми комплексами (дворцы Аньяна, Эрлитоу, Паньлуна).

Большой интерес представляют письменные памятники шан-иньского периода, найденные в архиве Иньского оракула при раскопках древней столицы Иньского царства. Это гадательные надписи на костях животных, панцирях черепах, бамбуковых планках.

К концу II тыс. до н.э. государство Чжоу одержало победу над государством Шан (Инь).

Процесс перерастания племенных союзов в царство Чжоу — «золотой век» китайской истории — подробно освещен в «Чжоу ли» («Законах Чжоу»).

Начальный этап Чжоуского царства нашел отражение в разнообразных манифестах, указах, декларациях, объединенных в произведении «Хун фэнь» («Великий закон об управлении»). В различных статьях «Великого закона» излагаются основы бытия — пять элементов «стихии» материальной природы (вода, огонь, дерево, металл, земля) и основы нравственного поведения — «пять дел» (как держать себя, как говорить, как видеть, как слышать и как думать).

Жизнь людей чжоуской эпохи отражена в литературных произведениях XI—IX вв. до н.э.— «Дагао», своде исторических преданий «Шу цзине» и в книге песен «Ши цзине», в которых реальные события переплетаются с тем, что было создано исторической фантазией древних. В период Чжоу продолжалось совершенствование техники бронзового литья и городское строительство. Другим источником сведений об этой эпохе являются гао — обращения и эдикты, возникшие в XII в. до н. э., самым древним из которых был эдикт Пань-гэн. В чжоуский период было создано «Да Гао» — «Великое обращение», содержавшее призыв обуздать мятежников, который не был услышан, и в VIII в. до н. э. Западное Чжоу распалось на ряд самостоятельных государств, давших начало периоду «многоцарствия» — «Ле го».

Наиболее крупными городами-государствами «Поднебесной вселенной» — Чжуньго — были царства Ци, У, Чу, Цинь и Юэ. Каждое из царств имело своеобразную местную культуру, нашедшую отражение в летописном своде «Чунь цю» — «Весны и лета». Своеобразным комментарием к летописи является «Цзо чжуань» — погодный свод разных царств с 727 по 467 г. до н. э. О порядках, установленных в VII—VI вв. до н. э., рассказывает памятник «Гуань-цзы».

Проблемы войны и мира освещаются в памятнике конца VI в. до н. э. «Сюнь-цзы». В период Ле го появляются бронзовые орудия труда и бронзовое оружие: мечи, щиты, броня. Небольшие города стали обносить крепостными стенами. Царские резиденции состояли из трех дворов, расположенных по оси север — юг. Все строения имели форму квадрата или прямоугольника с двускатной кровлей и высоким цоколем, объединяющим весь комплекс зданий в единое целое. В северной части центрального двора находился своеобразный алтарь, на котором совершались ритуальные действия. На востоке располагался храм предков, а в западной части центрального двора, олицетворяющего центр мироздания,— алтарь бога земли. В южной части двора жили ремесленники и обслуживающий резиденцию персонал.

Конец периода Ле го отмечен открытиями в области астрономии: было зарегистрировано появление кометы Галлея и создан лунно-солнечный календарь (VII в. до н.э.).

Большие преобразования в культуре Древнего Китая связаны с периодом Чжаньго («Воюющих царств», V—III вв. до н.э.). Эпоху Чжаньго называли в Древнем Китае эпохой «соперничества ста школ». И не случайно: это было время, когда на городских площадях, на улицах, в домах знати спорили о различных проблемах бытия, когда возникли первые философские системы — конфуцианство, даосизм, моизм и др.

Сдвиги в хозяйственной жизни, изменение представлений о мире обусловили перемены в характере образного мышления людей эпохи Чжаньго. В этот период бронзовые сосуды теряют магический смысл, используются в повседневной жизни, украшаются драгоценными камнями и металлами, расписываются сценами сражений и охоты. В рисунках появляется новый мотив — вихревые завитки облаков. Самостоятельным видом искусства становится живопись.

Дальнейшее развитие получает письменность. Культурным центром «Семи Воюющих царств» становится столица царства Ци Линьцзы. Здесь возникла Академия Цзися и «наука Цзися» («у ворот Цзи»), в которой представлены все основные течения общественной мысли V—III вв. до н. э.

В царстве Ци появляются и первые произведения индивидуального творчества, связанные с именами Цюй Юаня и Сун Юя. Цюй Юань (340—278 до н.э.) — автор поэмы «Лисао», направленной против царских сановников, и «Девяти песен», обращенных к различным божествам. Цюй Юань ввел в китайскую литературу шестистопный размер с цезурой после третьей стопы и с рифмой, падающей на четные стихи. Сун Юй (290—223 до н. э.) был автором од, воспевших любовь и женскую красоту.

Развитие китайской общественной мысли эпохи Чжаньго завершает творчество Хань Фэя. Он автор талантливого публицистического произведения «Хань Фэй цзы», в котором рассуждает о человеческом эгоизме как основном регуляторе поведения людей.

В результате реформ, проведенных главнокомандующим Шан Яном, царство Цинь превратилось в могущественную военную державу, завоевавшую в 221 г. до н. э. последнее самостоятельное царство Ци. Циньский царь Ин Чжэн отказался от древнего титула чжоуских ванов «Сын Неба», заменив его на титул хуан-ди — император, став таким образом «Первым императором Цинь» — Цинь Ши хуанди. Его правление было ознаменовано введением карательных мер, обращением в рабство всех членов семьи преступника в трех поколениях, огромными кострами, на которых сжигались неугодные книги, а также указами, запрещающими критику правительства.

Но в то же время шло грандиозное строительство храмов и дворцов, в 214 г. до н. э. началось сооружение Великой Китайской стены, возник Великий шелковый путь. Была упрощена система иероглифов, легшая в основу позднейшей китайской письменности. До наших дней дошла циньская монументальная архитектура, обнаруженная в гробнице императора Цинь Ши хуанди. Он похоронен вместе со своим братом и женой. В гробницу были опущены изображения 3 тысяч пехотинцев и всадников, выполненные в натуральную величину.

После смерти императора вспыхнули антициньские мятежи и восстания, результатом которых стало свержение династии цинь. Вождь восставших Лю Бан провозгласил себя императором, сохранив систему централизованного бюрократического управления, и положил начало новой — Ханьской династии.

Ведущей идеологией этой эпохи становится реформированное конфуцианство, определяющее все функции государственных учреждений и нормы поведения людей. Культ Конфуция существовал наряду с культом предков и с культом императора, которого китайцы наделяли сверхъестественной силой.

Расцвет художественной культуры Ханьской империи падает на годы правления императора У-ди (140—87 до н. э.). В 136 г. до н. э. была создана первая высшая школа в Китае — Тайсюэ (университет), где велось обучение по «пяти классическим книгам»: «Шуцзин», «Шицзин», «Ицзин», «Лицзи», «Чунь цю». Около 120 г. до н. э. основана «Юзфу» (Музыкальная палата). В области письменной литературы получает широкое развитие историческая проза. Это «Исторические записки» («Ши цзи») Сыма Цяня, в которых рассказывается история Китая и его ближайших соседей от древнейших времен до конца правления У-ди. В духе конфуцианства выдержана «История династии Хань», составленная Бань-Гу.

В период династии Хань высокого подъема достигает наука.

Мощь централизованной ханьской державы находит отражение в зодчестве и изобразительном искусстве.

Итак, в древний период был заложен фундамент последующей культуры Китая, что обеспечило ее жизнестойкость, интенсивность, способность переплавлять в себе все внешние воздействия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *