Нетрадиционные религии
0

Происхождение и основные черты нетрадиционных религий

Нетрадиционные религии – это общее и во многом условное обозначение религиозных новообразований, своего рода альтернативная религиозность, сопровождающая все этапы эволюции религии в истории общества, которая ярко проявлялась в периоды нестабильности и глубоких изменений в общественной жизни в различные исторические эпохи у разных народов. Судьба этих течений неодинакова: одни исчезли, другие  эволюционировали в традиционные, третьи сохранились до нашего времени в первоначальном варианте. В широком смысле нетрадиционными религиями называют весь диапазон религиозных исканий, распространенных в какой-то исторический период или существующий в настоящем времени, обладающий специфическими чертами новых религий. Новые религиозные движения (НРД) – это подгруппа нетрадиционных религий, охватывающая период с середины XX века до нашего времени.

Среди научной литературы, анализирующей теоретические аспекты нетрадиционных религий, первостепенное значение имеют работы отечественных и зарубежных религиоведов П. Антеса, А. Баркер, П. Кларка, Е.Г. Балагушкина, Н.А. Трофимчука, И.Я. Кантерова и др., в которых актуализируются основные проблемы, выявляются закономерности и особенности нетрадиционных религий. Особо следует выделить работы светских ученых востоковедов (С.В.Пахомова, А.А. Ткачевой, Б.З.Фаликова, С.И.Иваненко и пр.), изучающих историю, философию, религиозную психологию восточных НРД.

Генетически НРД связаны с традиционными религиями, они появились на их основе, и по своей сути, являются крайней модификацией их вероучительных и ритуальных основ, которая выводит их из разряда многочисленных сектантских движений, существующих в русле основной духовной традиции. В истории религий факты «углубления» срока существования новой религии являются обычным явлением, принадлежность к какой-либо духовной традиции как бы легитимирует их. Поэтому все НРД заявляют о своих глубоких религиозных корнях, что, действительно правильно, поскольку так или иначе все НРД базируются на какой-либо традиционной религии, опираются на ее Священные тексты, используют религиозно-философские идеи, ритуалы, символы, адаптируя их к современности. Подобное заимствование самых разнообразных элементов из традиционной религии, а часто даже из нескольких, без глубокого религиозно-философского их осмысления, характеризует религиозное сознание НРД как эклектичную и синкретичную структуру. Тем не менее, можно проследить восхождение к конкретной духовной традиции, проявляющееся в акценте на один или несколько черт вероучения соответствующе традиционной школы.

Аккультурация традиционных религий в чужом культурном контексте невозможна без верификации, корректировки и даже полного устранения отдельных теологических и этических принципов, интеграции «чуждых» традиционных религиозных элементов. Так, распространение необуддийских и неиндуистских религиозных организаций сопровождается решением проблем как мировоззренческого, так и терминологического плана. В европейской культуре отсутствуют аналоги понятий восточных философий, и при переводах первоисточников используется метод упрощенных аналогий, в результате чего искажаются религиозные представления, но приобретается возможность популяризации учения, способность к облегченному и видоизмененному  их восприятию. Трансформация восточных религиозных учений на европейской почве является необходимым процессом, обеспечивающим успешную миссионерскую деятельность в других странах. Внедрение восточной религии в поликонфессиональную среду связана с разработкой основных принципов в межконфессиональных отношениях, признании духовной ценности разных религиозных традиции и права для каждого человека исповедовать любую религию. Агрессивная прозелитическая деятельность не способствует легитимации религии в новой среде, поэтому для НРД претензии на монополию относительно истины, откровений и особых отношений с Богом не свойственны. Они ориентируются на маргинальные элементы общественной системы, не включенные в какую-либо конфессию.

Обычно членство в НРД не является элитарным и доступно для каждого человека, вне зависимости от его социального статуса, образования и пр. При анализе возрастного состава НРД обращает на себя внимание высокий процент молодежи, который несравненно высший, чем в организациях традиционных религиозных школ. К тому же, молодежь формирует особую субкультуру, придающий религиозной группе характер «модного увлечения», служащим большей частью средством для самовыражения и самореализации. Обряды посвящения имеют упрощенный характер, от неофита не требуется серьезной подготовки и знаний сакрального смысла, догматических особенностей, Священных Писаний. Религиозные предписания не требует серьезных обязательств со стороны последователя НРД. Рекомендации определенного образа жизни не имеют безусловного характера об их строгом соблюдении, однако, нарушения со стороны члена, дискредитирующие религиозную группу в целом, влекут за собой безоговорочное исключение из нее. Такие факторы бывают, поскольку, когда заканчивается период «болезни неофитов», проявляющейся в фанатичном отстаивании религиозной идеологии и интенсивном выполнении всех религиозных процедур, вместо придания умеренного характера религиозным убеждениям, наступает разочарование, которое приводит к  возвращению привычек прежнего образа жизни.

Восстребованность и популярность НРД обусловлена их практической направленности на целительство, избавление от внутриличностных проблем, гармонизация семейных и межличностных отношениях, и даже обретение материальных благ. Даже в необуддийских и неоиндуиских НРД, религиозной целью которых является освобождение от самсарического бытия, религиозная практика способствует наиболее оптимальному решению посюсторонних проблем, имеющих не только смысложизненный характер, но и сопровождающих повседневную жизнь человека.

Упрощенное вероучение и необременительные религиозные обязательства сочетаются с ношением разнообразных амулетов, широким применением магических приемов. Религиозное сознание в нетрадиционных религиях отличается аморфностью, пластичностью религиозных положений, которые упрощенно истолковываются, чтобы быть доступными для адептов, т.е. приоритет отдается религиозным переживаниям, а не закреплению религиозного опыта в строгие рамки канонов и догм. Религиозные представления и образы весьма индивидуализированы, модернизированы и актуализированы к проблемам современности. В культовой практике широко распространены магических элементов – используются магические формулы (заговоры, мантры, молитвы), амулеты, тайные знаки, символы, оберегающие от воздействий нечистой силы, придающие сверхъестественные силы, излечивающие болезни и т.д. Священнослужители, посредничающие между человеком и сверхъестественным, либо полностью отсутствует, либо являются выборной должностью, следующим рангом посвящения, степенью познания. Нетрадиционные религии в своей организационной основе представлены тремя типами объединений: культ как хаотичное, аморфное, стихийное образование (движения группы «Нью эйдж»); секта как строго организованная, иерархично структурированная, с тесными общинными взаимоотношениями и узами, с преобладанием мессианские, аппокалиптические идей в вероучении, с наглядно выраженной тенденцией к изоляционизму («Церковь Последнего Завета», «Белое Братство»); деноминация как движение активно участвующее в жизни общества, признающее возможность духовного спасения для всякого верующего, а не только для члена общины («Бахаи»). Следует отметить, что некоторые нетрадиционные религиозные объединения называют свою религиозную организацию церковью («Церковь Последнего Завета», «Церковь Объединения» и др.), подчеркивая массовость распространения и простоту религиозных обязательств. Однако организация нетрадиционных религий по типу церкви несвойственна, в данных случаях название не соответствует содержанию.

В восточных НРД непосредственное руководство общиной осуществляется не харизматическими лидерами, а людьми, имеющими хорошие организаторские способности, которые обычно не апеллируют к своим сверхъестественным качествам, приобретенными на пути самосовершенствования и самопознания. Это связано с мировоззрением восточных религий, постулирующим  индивидуальный путь к обретению просветления, начинающийся с преодоления личного эго и несовершенства ума для каждого человека самостоятельно. Целью религиозной практики является не стяжание «заслуг»  святого наставника, а личный путь восхождения к совершенству. Периодически центры восточных НРД курируют приезжающие учителя, которые читают лекции для общей аудитории заинтересованных лиц, проводят встречи с кругом адептов, отвечают на их скопившиеся вопросы, рассказывают о своем духовном опыте, дают некоторые советы и рекомендации по личным и организационным проблемам, практикуют совместные медитации и т.д. Следует обратить внимание на возрастающий интерес европейцев к различным типам современной йоги, духовные традиции которой постепенно приобретают секулярный характер. Результатом чего стало возникновение совершенно светских направлений йоги. По своей сути, секуляризованные формы йоги отделились от своих базовых религиозных форм, и выдвигают идеи об йогическом образе жизни, который приносит пользу любому человеку, вне зависимости от того верующий он или нет, и с какой конфессией он себя отождествляет. Практическая польза йоги для здоровья человека извлекается посредством практик йога-терапии, включающей в себя разнообразные методики очищение организма и оздоровления тела, а также психотерапевтические приемы, направленные на снятие стресса, преодоление фобий, психологических комплексов и личностных проблем. Использование дзэн-буддийских медитативных техник, с целью получение психотерапевтических эффектов, привело к возникновению подобных секулярных направлений и в буддизме.

В религиозных группах огромное значение придается взаимопомощи и сплочению коллектива, что служит одним из важных фактором привлечения верующих в их ряды. С этой целью часто организуются совместные мероприятия, массовые празднества, что интегрирует группу в единое целое и способствует решению проблем отчуждению личности, особенно актуальную для больших городов. Взаимопомощь может выражаться как реальной материальной форме, так и в психологической поддержке.

В России НРД начали активно появляться в последнее десятилетие XX века, в период острого кризиса, затрагивающего все сферы общества. В такой ситуации «всплеск» нетрадиционной религиозности общества для российского государства был неожиданным и бесконтрольным явлением, что привело к религиозному экстремизму, внедрению в систему образования, нарушениям прав человека в религиозных организациях. В настоящее время  «пик» нетрадиционной религиозности давно пройден, разработаны законы, регулирующие деятельность религиозных организаций, введены административные инстанции, наблюдающие за функционированием религиозных объединений. Вместе с тем, сами нетрадиционные религии заняли компромиссную позицию по отношению к обществу и государственной власти, заняли свою нишу в поликонфессиональной России. Среди российских НРД существуют локальные религиозные новообразования неославянского, неошаманского и пр. типа, стремящиеся возродить архаические, дохристианские духовные традиции, востребованные потребностью в национальном самоопределении части российского общества. Другие НРД неохристианского типа квинтэссенцию русской духовности видят в православии, часто они имеют фундаменталистскую направленность и открыто выступают против современной РПЦ. Однако большинство НРД своим возникновением обязаны деятельностью миссионеров, преимущественно европейской и американской ветвей НРД, среди которых значительная часть приходится именно на восточно-ориентированные НРД.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *