Типы новых религиозных движений
0

Типы новых религиозных движений

Нетрадиционные религии представляют собой весьма разнородное и масштабное явление. Всего в мире насчитывается несколько тысяч различных нетрадиционных религиозных движений и культов. Точное число последователей очень трудно установить, поскольку, с одной стороны, лидеры и адепты нетрадиционных религий обычно преувеличивают число своих сторонников, а с другой, в целом ряде нетрадиционных религий верующие удовлетворяют свои религиозные потребности в двух направлениях (в традиционной религии и дополнительно в нетрадиционной). В действительности, количество приверженцев нетрадиционных религий варьируется: в одних объединениях их число достигает всего несколько десятков, но в других – несколько миллионов человек. Нетрадиционные религии имеют широкий диапазон представлений о сверхъестественном, различаются составом верующих, отношением к миру, ареалом распространения и многими другими признаками. Исходя из этого, систематизировать нетрадиционные религии можно на основании их идейных источников; социокультурного контекста; отношении к личности и обществу.

Специфика представлений о сверхъестественном в нетрадиционных религий в значительной степени определяется влиянием основного идейного источника, из которого она берет свое начало. Содержательная база источника оригинально преобразуется, комбинируется с новыми религиозными идеи, ставятся иные акценты, изменяются формы поклонения, объекты почитания и в результате формируется новая религиозная система. По принципу происхождения нетрадиционные религии можно классифицировать на следующие группы.

Неохристианские, неоисламские, необуддийские нетрадиционные религии, в которых трансформируются религиозные положения мировых религий.

Неонациональные нетрадиционные религии возникают преимущественно на основе религозно-философских положений национально-государственных религий восточных стран, где процесс распространения мировых религий прошел незначительно, или произошла полная синкретизация с национальными верованиями. Среди восточных НРД появляются две основные тенденции нетрадиционных форм религиозности, одна направлена на внутреннее пользование и имеет локальное, местное значение, но другая способствует распространению религии вне регионального контекста и имеет наднациональный характер. Именно эта последняя форма восточных НРД получила распространение на Западе. В региональных НРД религиях активным фактором, способствующим их появление, является национальный компонент, представляющий собой возможность для обновления традиционной религии и преодоления кризисных явлений в них.

Неоязыческие нетрадиционные религии возникают в христианизированных или исламизированных регионах, и имеют форму возрождения архаичных религиозных традиций.

Наукоподобные нетрадиционные религии возникают на основе своеобразной религиозной интерпретации научных теорий, гипотез, данных.

Оккультные нетрадиционные религии четко формулируют и используют  многообразные представления о скрытых таинственных природных силах, которых можно использовать для практических целей.

Нетрадиционные религии распространены во всем мире, но если проанализировать ареал их распространения, то можно увидеть, что одни религии распространены только в конкретном регионе и имеют ограниченный радиус действия, а другие представлены в разных странах мира, хотя и при немногочисленной массе сторонников. Классификация религий по социокультурному контексту функционирования позволяет определить универсальные возможности конкретных религиозных объединений, которые сводятся к локальному, адаптивному, экуменическому типам.

Локальные нетрадиционные религии распространены в определенном регионе и имеют сильную национально-этническую направленность (неославянские группы, афро-христианские движения и пр.). Эта группа нетрадиционных религий подчеркивают свою культурную самобытность и никогда не ведут миссионерской деятельности.

Адаптивные нетрадиционные религии обладают универсальным потенциалом, они распространяются вне пределов своего исконного культурного ареала. Приспособление религии к совершенно иной социально-культурной среде невозможно без качественной их трансформации, популяризации, корректировки и даже полного устранения «чуждых» в этой культуре отдельных теологических и этических принципов. Религии неоориенталистского направления (необуддизм, неоиндуизм и пр.) не включают инорелигиозных идей в свое вероучение, а только интерпретируют положения своей религия понятным образом для последователя, обладающего другим менталитетом, и ограничиваются внедрением в поликонфессиональную среду страны.

Экуменические нетрадиционные религии своей главной целью видят объединение всех верований и всего человечества в единую религию («Бахаи», «Церковь Объединения» и др.). Эти религии отождествляют себя в качестве носителей последнего, истинного откровения и представлены в разных странах мира, где проводят активную миссионерскую работу.

Классификация нетрадиционных религий на основании критерия отношение к человеку и обществу позволяет оценить степень негативного влияния на адептов конкретных религиозных объединений. В данном контексте выделяются нетрадиционные религии деструктивного и конструктивного типа.

Деструктивные нетрадиционные религии характеризуются следующими признаками: практика обманной вербовки адептов; прерывание всех социальных и родственных связей; контроль над сознанием и поведением человека; нанесение вреда психическому и физическому здоровью адептов; неосведомленность членов об истинных целях организации; авторитарность управления деятельностью религиозного объединения; наличие иерархической структуры, разделение на низшие и высшие ступени посвящения; оппозиционность обществу и государству; критика традиционной религии.

Конструктивные нетрадиционные религии обладают такими чертами: открытость религиозной организации, наличие свободы в принятии решения посещения, либо выхода из организации; помощь в преодолении адептами наркотической зависимости, алкоголизма, стресса, фрустрации и пр.;  положительный психологический климат в общине; позитивное влияние на психическое здоровье человека, например, устойчивая ремиссия психических болезней; отсутствие изнурительных религиозных обязательств; компромиссное отношение к обществу и государству; разрешение участия в религиозной жизни традиционной религии; ведение благотворительной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *