История развития экономики образования
2

История развития экономики образования

В самом общем виде подходы к трактовке образования в экономическом аспекте были сформулированы в классических работах У. Петти, А. Смита, Д. Риккардо и К. Маркса, ставших отправной точкой развития данного направления научных изысканий.

Проблемы воздействия образования на экономический рост и производительность труда интересовали ученых царской России, таких как Д. Багалей, Д.И. Менделеев, Г.Фальборк, В.Чернолусский, А.И.Чупров, И.И. Янжул и др. Известный русский ученый Д.И. Менделеев в своей работе « Заветные мысли» с патриотических позиций обосновывал необходимость всемерного развития образования в России, считая важнейшей задачей воспитание талантливых личностей, способных дать экономике страны импульс к ускорению экономического развития.

Позднее, в 1924 году к экономическим исследованиям в сфере образования обратился академик С.Г. Струмилин. Им впервые в отечественных исследованиях было предложено рассчитывать приращение национального дохода за счет образовательного фактора, что позволяло говорить об эффективности вложений в образование. В своих работах в 20-х годах 20 века он предвосхитил многие идеи, реализованные и развитые позднее в исследованиях зарубежных и российских экономистов, занимающихся проблемами человеческого капитала и экономической эффективностью образования.

Проблемы образования в нашей стране долгое время являлись предметом педагогической науки. Это было естественным следствием такого устройства образовательной системы, когда вопросы ее экономики решались вне самой системы образования. Но уже в 60-70-е годы двадцатого века, проблемы образования стали рассматриваться в рамках возникшей тогда новой отрасли экономической науки — экономики образования, когда она стала рассматривать специфическое действие экономических законов в сфере образования. В числе главных проблем, стоявших перед экономикой образования периода начального ее формирования, было совершенствование методологии и методов планирования системы образования в целом и ее отдельных звеньев; сбалансированность планов подготовки и распределения специалистов, обоснование соотношения между направлениями и формами образования, отвечающими потребностям директивно-плановой экономики; определение общественно необходимых затрат на образование.

Методология экономики образования этого периода строилась в соответствии со сложившейся административно-бюрократической практикой планирования и финансирования, ориентируясь прежде всего на валовые показатели системы высшего образования. В советской экономической литературе длительное время существовала официальная точка зрения, которая признавала функционирование экономических отношений исключительно в отраслях материального производства.

Образование как отрасль непроизводственной сферы было выведено из-под воздействия экономики и действия ее законов. Затем появились мнения о том, что экономические отношения в отраслях непроизводственной сферы существуют, но они являются производными от экономических отношений в материальном производстве. Вместе с тем ряд ученых и до настоящего времени не воспринимают рыночные отношения в сфере образования, считая их искусственной имплантацией в образование.

Важным событием в экономической науке стали публикации в 60-х и70-х годах 20 века работ В.А. Жамина, С.Л. Костаняна и В.А. Егиазаряна. В условиях, господствовавшей тогда в экономической науке, ограничительной трактовки производительного труда, не признающей труд в сфере образования таковым, а стало быть и отрицающей существование экономики образования и соответственно отрасли (если нет труда, создающего материальный продукт – нет и экономики), они выпустили несколько монографий и учебных пособий, где определяли экономику образования в качестве науки «которая изучает характер проявления и специфику действия экономических законов в одной из отраслей народного хозяйства – в образовании». Основные идеи, упомянутых выше и других экономистов советского периода, легли в основу концепции экономики образования, связанной с постижением и анализом своеобразных экономических процессов и закономерностей в сфере обучения и подготовки квалифицированных работников. Главный смысл основных положений данной теории сводился к обоснованию необходимости доминирующего государственного участия в экономике образовательной отрасли. В существовавшей в советский период социально – экономической системе это являлось неотъемлемой чертой организации экономических отношений во всех сферах жизнедеятельности

Проблемы трансформации централизованной экономики образования в рыночную достаточно сложны, не имеют и не могут иметь единого алгоритма их решения, несмотря на неослабевающий интерес как со стороны зарубежных, так и отечественных ученых. Среди зарубежных ученых наибольшее внимание проблемам переходной экономики уделяют в своих исследованиях известные экономисты, Я. Корнай, П. Мюрелл, Р. Маккинтон и другие. Серьезную теоретическую и методологическую базу исследуемых проблем представляют научные труды таких отечественных ученых, как Л.И. Абалкин, СЮ. Глазьев, А.Я. Лившиц.

В настоящее время проблемы экономики высшего образования в период перехода к рыночным отношениям разрабатывают Н.А. Александрова, Г.В. Балашов, С.А. Беляков, Е.Н. Богачев, С.А. Дятлов, У.Г. Зиннуров, В.М. Зуев, А.П. Панкрухин, В.В. Чекмарев и другие. Благодаря их работам, впервые в истории отечественного законодательства, понятие «экономика», применительно к образованию было закреплено в Законе РФ «Об образовании». В нем раздел IV назван «Экономика системы образования».

Как продолжение лучших традиций отечественной учебной литературы можно рассматривать появление в 1994 году, по существу, первого отечественного учебного пособия «Экономика образования» В.П. Щетинина, переизданного в 1998 году. В этой книге освещаются экономические проблемы образовательного комплекса России в условиях становления рыночной экономики. Образование рассматривается как сложная социально-экономическая система и приоритетная отрасль экономики. Особое внимание уделено некоммерческому характеру учреждений образования, рынку и маркетингу образовательных услуг, перспективным технологиям финансирования учебных заведений.

 

Отраслевого подхода при исследовании экономики образования придерживается другой известный отечественный экономист С.А. Беляков, также выпустивший последовательно 2 сборника лекций по этой учебной дисциплине. К сожалению, двумя этими фамилиями ограничивается круг авторов, опубликовавших за последние годы доступную широкой публике учебную литературу.

 

Отечественная модель экономики образования в последние (пореформенные годы) формировалась под влиянием двух концепций: экономики образования как отраслевой экономической науки и теории человеческого капитала.

 

Теория человеческого капитала — появилась в результате приложения принципов экономической теории к проблемам экономики образования. Она сформировалась в США, в шестидесятых годах 20в., где, как известно, все высшее образование, в т.ч. и государственное является платным и у потребителей возникает необходимость сопоставления затрат, связанных с получением образования и последующих выгод. Хотя ключевые идеи этой теории были высказаны еще Адамом Смитом, стройное оформление и бурное развитие она получила в 60-е годы в работах Г Беккера, Т.Шульца, Я. Минсера, М. Вейсборда, В. Блауга, Э. Денисона, Дж. Кендрик и др.

 

Теоретики западной экономики образования. сформировали современные представления об образовании как основном элементе человеческого капитала, охарактеризовали природу и критерии эффективности затрат на образование. Данная проблема в теоретическом аспекте разработана также в трудах отечественных ученых — B.C. Автономова, Р.И. Капелюшникова, А. И. Добрынина, С.А. Дятлова, М.А. Критского и др.

 

Среди исследователей механизма рынка образовательных услуг пореформенного периода следует отметить таких экономистов, как А.К. Асатурова, A.M. Бабича, E.H. Жильцова, М.А. Лукашенко, С.Н. Немцева, A.M. Озина, А.П. Панкрухина, E.H. Попова, М.И. Скаржинского, В.В. Чекмарева, В.П. Щетинина и др. В работах указанных авторов рассматривается процесс развития рынка в России, в том числе, формирование рынка образовательных услуг.

 

В целом, оба подхода к изучению экономики образования ( отраслевой и с позиции теории человеческого капитала) дополняют друг друга. Традиционный для нашей страны отраслевой подход (макроуровень), предполагает изучение народнохозяйственных вопросов образования как объекта управления государства.

 

Теория человеческого капитала позволяет оценить эффективность затрат на образование прежде всего с позиции конкретного потребителя (микроуровень), не исключая впрочем, возможности такой оценки и на уровне отрасли, в масштабах целой страны (работы Т. Шульца).

2 комментария

  1. В настоящее время в сфере образования, как специфического вида экономической деятельности (см. ОКВЭД) следует выделять четыре механизма регулирования — государственное регулирование, рыночное саморегулирование, международное регулирование (например, Болонский процесс) и корпоративное регулирование. Последнее менее развито в нашей стране, но в развитых странах имеет большое значение и занимает значительную часть сферы профессионального образования. О функционировании названных механизмов мною написано несколько работ и защищена докторская диссертация в 2004 году. Можно посмотреть через РИНЦ (монографию и статьи) С уважением — Степанова Вера Владимировна

  2. Сергей Лаврентьевич Костанян, названный в этой публикации был научным руководителем по моей кандидатской диссертации — благодарна ему. Тема диссертации (еще в советское время — 1981 / 1986 гг.) была: «Совершенствование экономических связей вузов с предприятиями и организациями как фактор повышения качества специалистов»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *