0

Комплексная подготовка производства

Сущность, объекты, этапы и задачи комплексной подготовки производства

Подготовка производства — это комплекс работ, направленных на обеспечение полной готовности производства к выпуску опре­деленного вида продукции.

Подготовка производства осуществляется во внутренней среде предприятия вне рамок производственного процесса и направлена на обеспечение условий для нормального функционирования производ­ства.

Производству предшествует работа по созданию и внедрению но­вой техники, технологии, новой продукции, новых форм организации труда и управления, основанных на достижениях науки и передового опыта. Все новшества, внедряемые в производство, принято называть нововведениями, или инновациями.

Согласно современным представлениям, в качестве самостоя­тельных объектов подготовки производства выступают инновации производственно-технического характера и менеджерские инновации. К производственно-техническим нововведениям относятся новые виды техники и технологии; модернизированная техника и техноло­гия; новые изделия. А менеджерские инновации — это новые экономи­ческие, организационные и социальные структуры и механизмы, а так­же другие нововведения в области совершенствования организации, планирования и управления.

Процесс подготовки производства, так же как и производствен­ный процесс, разделяется на определенные виды работ. Путь иннова­ции от ее создания до внедрения в производство представляет собой ряд последовательных этапов.

Первый этап — исследовательский. На этом этапе происходит формирование требований к объекту нововведения. Выполняются работы по изучению потребности в данном изделии, технологии, т.е. проводятся маркетинговые исследования, изучается потенциаль­ный рынок сбыта нововведения, осуществляется прогнозирование и технико-экономическое обоснование производства. Затем форми­руется информационное обеспечение и проводятся поисковые и при­кладные исследования по разработке новшества.

Второй этап — проектирование — включает выполнение работ по материализации полученных во время научных исследований ре­зультатов в виде конкретных проектов (технической документации) конструкций новых изделий, технологии, организации производства и управления.

Третий этап — экспериментальный — включает работы по из­готовлению и испытанию новых образцов, осуществляет опытную проверку конструкторских, технологических и организационных ре­шений.

На четвертом этапе — освоения (внедрения) — выполняется ком­плекс работ по развертыванию производства новых изделий, практи­ческому освоению технических, технологических, организационных, экономических и социальных новшеств с целью полной реализации решений, заложенных на этапе проектирования.

На всех этапах подготовки производства должен решаться целый комплекс задач, а именно конструкторские и технологические, объ­единенные в группу технических задач: экономические, организаци­онные, социальные и экологические, в зависимости от объекта подго­товки производства.

Процесс подготовки производства неразрывно связан с иннова­ционной и инвестиционной деятельностью предприятия.

Инвестиционный процесс заключается в долгосрочном вложе­нии средств с целью создания и получения чистой прибыли в будущем в размере, превышающем их общую начальную величину. Различают три вида инвестиций: 1) реальные, 2) финансовые, 3) интеллектуаль­ные.

Содержанием инновационной деятельности предприятия явля­ется разработка и реализация инновационных проектов. Инновацион­ный проект представляет собой систему мероприятий, организацион­но-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для создания и внедрения нововведения. Содержание и объем инноваци­онного проекта зависят от характера нововведения. Наиболее трудо­емкими являются инновационные проекты, связанные с внедрением новой техники и технологии.

 Исследовательский этап подготовки производства новой техники и технологии

На исследовательском этапе подготовки производства новой техники проводятся маркетинговые исследования по изучению рын­ка оборудования. Изучаются конструкторские, технологические, экс­плуатационные особенности оборудования.

При выборке новых видов техники необходимо оценить:

  • конкурентоспособность продукции, выпускаемой с использо­ванием новой техники;
  • устойчивость и стабильность работы оборудования;
  • наличие полного комплекта сопроводительной документации;
  • соответствие конструктивных параметров оборудования усло­виям его эксплуатации;
  • степень автоматизации и диапазон скоростных режимов ра­боты;
  • надежность, долговечность и безопасность работы;
  • условия метрологического обеспечения;
  • эргономичность и экологичность конструкции оборудования
    и применяемых материалов;
  • подготовленность персонала к работе на новой технике;
  • простоту обслуживания, ремонтопригодность и наличие сис­темы сервисного обслуживания;
  • диапазон применяемых материалов и их параметров;

■       взаимозаменяемость материалов и т.п.

На исследовательском этапе подготовки производства новой технологии на предприятии решается вопрос, в каком виде она будет приобретена. Новая технология может быть куплена в «чистом виде», представляющем собой лицензию на право пользования запатентован­ными изобретениями, разработками, моделями. Приобретение техно­логии в «связанном виде» предполагает покупку технологии вместе с новыми машинами и материалами. В этом случае поставщики осу­ществляют комплексное обслуживание, оказывая помощь в монтаже, пуске и наладке приобретенных средств производства, в подготовке персонала для их обслуживания.

При выборе новых видов технологии необходимо провести мар­кетинговые исследования и изучить: конкурентоспособность продук­ции, выпускаемой с использованием новой технологии; укомплекто­ванность полиграфического предприятия оборудованием при переходе на новую технологию; устойчивость и стабильность технологических режимов работы; наличие полного комплекта сопроводительной доку­ментации; эргономичность и экологичность технологии, применяемых материалов; подготовленность персонала предприятия к выпуску про­дукции по новой технологии; диапазон применяемых материалов и их параметров; взаимозаменяемость материалов и т.п.

Таким образом, должны быть рассмотрены технические, экологи­ческие и социальные задачи на исследовательском этапе подготовки производства новой техники и технологии на полиграфическом пред­приятии.

 Подготовка производства на этапе внедрения новой техники и технологии

На этапе внедрения новой техники проводятся пусконаладочные работы и решаются все виды задач, за исключением конструкторских.

Цель проведения пусконаладочных работ — доведение оборудо­вания и технологии до состояния, обеспечивающего выполнение всех видов работ с достижением качественных и количественных показа­телей, предусмотренных техническими условиями, паспортом и ин­струкцией по эксплуатации нового оборудования и техническими условиями, регламентирующими новую технологию. Эти работы вы­полняет, как правило, организация — изготовитель оборудования или поставщик новой технологии.

По завершении пусконаладочных работ создается специальная комиссия и заполняется официальный документ — акт приемки-сдачи оборудования, который подписывают как представитель организации поставщика оборудования, так и представитель полиграфического предприятия (главный инженер или директор).

Работы, связанные с технологической подготовкой производства, регламентируются стандартами Единой системы технологической подготовки производства, которая определяет:

  • порядок организации и управления технологической подготовкой производства;
  • выбор стадий разработки документации;
  • порядок формирования организационных структур;
  • правила обеспечения технологичности изделий;
  • порядок ведения технологического контроля документации и т.п.

 

Организация и планирование научных исследований и изобретательской деятельности на предприятиях

Основным структурным звеном предприятия, в котором проводят­ся научно-исследовательские работы, являются лаборатории. Главные специалисты предприятия: главный конструктор, главный технолог, главный энергетик, главный метролог иногда имеют соответствующие лаборатории. Исследования организационно-экономического и социального характера проводятся в лабораториях экономического анализа, науч­ной организации труда и управления, социологических исследований.

Чтобы разработать принципиально новую технику, прогрессивную технологию, передовые методы организации производства и тру­да, необходимо изучить отечественный и зарубежный опыт, провести информационный и патентный поиск, для этого на предприятиях соз­дается служба научно-технической информации.

На основе перспективного плана составляется годовой тематиче­ский план НИР и ОКР.

Открытие — это установление неизвестных объективно суще­ствующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания.

Изобретением называется новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, социально-культурного и экономического строительства и обороны страны, дающее положительный эффект.

Не признаются изобретениями методы и системы организации и управления хозяйством (планирование, финансирование, учет, снабжение и т.д.); условные обозначения; проекты и схемы планиров­ки сооружений, зданий и территорий; методы и системы воспитания, обучения и т.п., а также такие, которые противоречат общественным интересам, принципам гуманности.

Рационализаторским предложением называется техническое ре­шение, новое и полезное для предприятия, организации и учреждения, которым оно подано, предусматривающее изменение конструкции из­делия, технологии производства, применяемой техники или состава Материалов. Возникающие отношения в связке изобретательской дея­тельностью регулируются «Положением об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях». Отделы изобретательства и рационализации (ОИ и Р) решают поставленные задачи.

Единый охранный документ на изобретение — патент, согласно которому исключительное право на использование изобретения при­надлежит автору. Изобретатель становится хозяином своего изобре­тения. В тех случаях, когда изобретение создается в ходе выполнения автором служебных обязанностей, патент на изобретение выдается ав­тору и предприятию совместно.

Изобретение — это новое творческое решение задачи техническо­го характера. Его признаками являются абсолютная новизна, высокий технический уровень исполнения задачи, прогрессивность, практиче­ская полезность и применимость.

Лицензия — это контракт, по которому владелец изобретения предоставляет для использования другой стороне (лицензиату) тех­ническое достижение (т.е. право на использование запатентованного «секрета производства», изобретения, полезной модели, промышлен­ного образца и т.д.) на установленных в договоре условиях. В обмен лицензиат выплачивает вознаграждение.

Товарные знаки — обозначения (буквенные сочетания, рисунки, слова), зарегистрированные в определенном порядке и помещаемые на товаре (или упаковке) промышленными и торговыми предприятия­ми. Знак отличает товары (услуга) одного предприятия (организации) от однородных товаров (услуг) других предприятий и используется в рекламных целях.

Промышленный образец — оформление изделия, его внешний вид, которое является новым художественно-конструкторским решением, показывающим, какой должна быть форма товара.

Полезная модель — это решение, имеющее технический характер и касающееся внешнего вида, конструкции или соотношения отдель­ных элементов изделия (машины, оборудования, инструмента), обла­дающее новизной и полезностью.

Фирменные знаки служат отличием предприятия (организации) от других предприятий (организаций) в форме особого изображения.

В практике интеллектуальной собственности специально выделя­ются накопленные предприятием научные и технические знания, производственный опыт, получившие название ноу-хау. В данное понятие вкладывается: коммерческая, административная, финансовая, произ­водственная и другого рода информация в форме сведений, производ­ственного опыта, навыков, профессиональных знаний, необходимых для организации того или иного вида производства. Однако они не имеют прямой юридической защиты как в случае интеллектуальной промышленной собственности.

 

Функционально-стоимостной анализ подготовки производства

Для обеспечения высокого технико-экономического уровня соз­даваемой продукции необходимо организовать работу по определению и достижению оптимальных технических параметров и экономиче­ских показателей конкретных изделий. Одним из важных направле­ний решения этой задачи является применение в процессе подготовки производства функционально-стоимостного анализа (ФСА).

Функционально-стоимостной анализ — метод системного иссле­дования объекта (изделия, процесса, структуры), направленный на повышение эффективности использования материальных и трудовых ресурсов. Этот метод обеспечивает оптимизацию соотношения между общественно необходимыми потребительскими свойствами объекта и затратами на его создание и эксплуатацию. Повышение эффективно­сти использования материальных и трудовых затрат средствами ФСА на стадии подготовки производства обеспечивается предупреждением возникновения функционально излишних затрат на стадиях произ­водства и эксплуатации — сокращением или исключением неоправ­данных затрат и потерь.

ФСА проводится по этапам.

I этап — подготовительный — включает выбор объекта исследо­вания, постановку задачи, определение цели анализа, формирование группы по его проведению.

II      этап — информационный — Включает ознакомление с чертежами, технологическими процессами, паспортами, патентными форму­лярами, рекламными проспектами, научными статьями по проектируемому и аналогичным образцам. Изучаются также и экономические показатели: себестоимость образцов техники; трудоемкость по видам работ, а также трудовые затраты по каждой детали или узлу изделия; цены; цеховые расходы; расходы по содержанию и эксплуатации обо­рудования; затраты на освоение новой техники; внепроизводственные расходы; рентабельность.

III     этап — аналитический. Цель этапа — провести анализ объекта в целом для определения задач по выработке вариантов решений, направленных на его совершенствование. На этом этапе на основе кон­структорской документации разрабатывается структурно-элементная модель изделия. Модель показывает состав сборочных единиц и дета­лей, входящих в изделия, и характеризует их взаимосвязи. В модели выделяются иерархические уровни: изделие, узел, деталь и т.п.

IV этап — творческий. Цель этого этапа состоит в поиске идей, на основе которых можно было бы сформулировать варианты реше­ния поставленной задачи, и выборе наиболее приемлемых вариантов. При этом в первую очередь следует уделить внимание тем элементам изделий, которые требуют наибольших трудовых, материальных и де­нежных затрат. Члены исследовательской группы выдвигают новые идеи и формулируют возможные варианты исполнения требуемых функций. Результативность творческого этапа зависит от формы орга­низации процедуры выдвижения идей, выбора методов технического творчества.

Для поиска новых идей и технических решений в процессе ФСА могут быть использованы следующие методы: «мозговой штурм» («мозговая атака»), метод «635», конференция идей, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, метод синектики, ТРИЗ и др.

V этап — исследовательский. На данном этапе проводятся оценка и предварительный выбор вариантов. Из всего количества различных вариантов исключаются те, которые невозможно реализовать. Затем проверяются возможность осуществления и функциональная пригод­ность оставшихся вариантов решений. Для отбора альтернативных ва­риантов должны быть выработаны оценочные критерии, позволяющие обеспечить возможность количественного сравнения. После этого проводится проверка вариантов на экономичность, т.е. дается оценка поставленных задач с точки зрения затрат, необходимых на их вопло­щение. Сравнительные варианты затрат должны охватывать одинако­вое количество функций. При этом необходимо учитывать влияние дополнительных функций.

VI     этап — рекомендательный. На основе отобранных вариантови принимается решение по внедрению рекомендаций, разработанных в процессе ФСА. Характеристика принятого решения дается в ясной и наглядной форме с указанием всех затрат, влияющих на себестои­мость используемой конструкции.

VII    этап — внедрение и контроль результатов ФСА. На этой ста­дии по результатам проведения ФСА составляется график внедрения разработанных технических и организационных решений и осущест­вляется его реализация. Результаты проведения ФСА заносятся в таб­лицу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *