Сущность, объекты, этапы и задачи комплексной подготовки производства
Подготовка производства — это комплекс работ, направленных на обеспечение полной готовности производства к выпуску определенного вида продукции.
Подготовка производства осуществляется во внутренней среде предприятия вне рамок производственного процесса и направлена на обеспечение условий для нормального функционирования производства.
Производству предшествует работа по созданию и внедрению новой техники, технологии, новой продукции, новых форм организации труда и управления, основанных на достижениях науки и передового опыта. Все новшества, внедряемые в производство, принято называть нововведениями, или инновациями.
Согласно современным представлениям, в качестве самостоятельных объектов подготовки производства выступают инновации производственно-технического характера и менеджерские инновации. К производственно-техническим нововведениям относятся новые виды техники и технологии; модернизированная техника и технология; новые изделия. А менеджерские инновации — это новые экономические, организационные и социальные структуры и механизмы, а также другие нововведения в области совершенствования организации, планирования и управления.
Процесс подготовки производства, так же как и производственный процесс, разделяется на определенные виды работ. Путь инновации от ее создания до внедрения в производство представляет собой ряд последовательных этапов.
Первый этап — исследовательский. На этом этапе происходит формирование требований к объекту нововведения. Выполняются работы по изучению потребности в данном изделии, технологии, т.е. проводятся маркетинговые исследования, изучается потенциальный рынок сбыта нововведения, осуществляется прогнозирование и технико-экономическое обоснование производства. Затем формируется информационное обеспечение и проводятся поисковые и прикладные исследования по разработке новшества.
Второй этап — проектирование — включает выполнение работ по материализации полученных во время научных исследований результатов в виде конкретных проектов (технической документации) конструкций новых изделий, технологии, организации производства и управления.
Третий этап — экспериментальный — включает работы по изготовлению и испытанию новых образцов, осуществляет опытную проверку конструкторских, технологических и организационных решений.
На четвертом этапе — освоения (внедрения) — выполняется комплекс работ по развертыванию производства новых изделий, практическому освоению технических, технологических, организационных, экономических и социальных новшеств с целью полной реализации решений, заложенных на этапе проектирования.
На всех этапах подготовки производства должен решаться целый комплекс задач, а именно конструкторские и технологические, объединенные в группу технических задач: экономические, организационные, социальные и экологические, в зависимости от объекта подготовки производства.
Процесс подготовки производства неразрывно связан с инновационной и инвестиционной деятельностью предприятия.
Инвестиционный процесс заключается в долгосрочном вложении средств с целью создания и получения чистой прибыли в будущем в размере, превышающем их общую начальную величину. Различают три вида инвестиций: 1) реальные, 2) финансовые, 3) интеллектуальные.
Содержанием инновационной деятельности предприятия является разработка и реализация инновационных проектов. Инновационный проект представляет собой систему мероприятий, организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для создания и внедрения нововведения. Содержание и объем инновационного проекта зависят от характера нововведения. Наиболее трудоемкими являются инновационные проекты, связанные с внедрением новой техники и технологии.
Исследовательский этап подготовки производства новой техники и технологии
На исследовательском этапе подготовки производства новой техники проводятся маркетинговые исследования по изучению рынка оборудования. Изучаются конструкторские, технологические, эксплуатационные особенности оборудования.
При выборке новых видов техники необходимо оценить:
- конкурентоспособность продукции, выпускаемой с использованием новой техники;
- устойчивость и стабильность работы оборудования;
- наличие полного комплекта сопроводительной документации;
- соответствие конструктивных параметров оборудования условиям его эксплуатации;
- степень автоматизации и диапазон скоростных режимов работы;
- надежность, долговечность и безопасность работы;
- условия метрологического обеспечения;
- эргономичность и экологичность конструкции оборудования
и применяемых материалов; - подготовленность персонала к работе на новой технике;
- простоту обслуживания, ремонтопригодность и наличие системы сервисного обслуживания;
- диапазон применяемых материалов и их параметров;
■ взаимозаменяемость материалов и т.п.
На исследовательском этапе подготовки производства новой технологии на предприятии решается вопрос, в каком виде она будет приобретена. Новая технология может быть куплена в «чистом виде», представляющем собой лицензию на право пользования запатентованными изобретениями, разработками, моделями. Приобретение технологии в «связанном виде» предполагает покупку технологии вместе с новыми машинами и материалами. В этом случае поставщики осуществляют комплексное обслуживание, оказывая помощь в монтаже, пуске и наладке приобретенных средств производства, в подготовке персонала для их обслуживания.
При выборе новых видов технологии необходимо провести маркетинговые исследования и изучить: конкурентоспособность продукции, выпускаемой с использованием новой технологии; укомплектованность полиграфического предприятия оборудованием при переходе на новую технологию; устойчивость и стабильность технологических режимов работы; наличие полного комплекта сопроводительной документации; эргономичность и экологичность технологии, применяемых материалов; подготовленность персонала предприятия к выпуску продукции по новой технологии; диапазон применяемых материалов и их параметров; взаимозаменяемость материалов и т.п.
Таким образом, должны быть рассмотрены технические, экологические и социальные задачи на исследовательском этапе подготовки производства новой техники и технологии на полиграфическом предприятии.
Подготовка производства на этапе внедрения новой техники и технологии
На этапе внедрения новой техники проводятся пусконаладочные работы и решаются все виды задач, за исключением конструкторских.
Цель проведения пусконаладочных работ — доведение оборудования и технологии до состояния, обеспечивающего выполнение всех видов работ с достижением качественных и количественных показателей, предусмотренных техническими условиями, паспортом и инструкцией по эксплуатации нового оборудования и техническими условиями, регламентирующими новую технологию. Эти работы выполняет, как правило, организация — изготовитель оборудования или поставщик новой технологии.
По завершении пусконаладочных работ создается специальная комиссия и заполняется официальный документ — акт приемки-сдачи оборудования, который подписывают как представитель организации поставщика оборудования, так и представитель полиграфического предприятия (главный инженер или директор).
Работы, связанные с технологической подготовкой производства, регламентируются стандартами Единой системы технологической подготовки производства, которая определяет:
- порядок организации и управления технологической подготовкой производства;
- выбор стадий разработки документации;
- порядок формирования организационных структур;
- правила обеспечения технологичности изделий;
- порядок ведения технологического контроля документации и т.п.
Организация и планирование научных исследований и изобретательской деятельности на предприятиях
Основным структурным звеном предприятия, в котором проводятся научно-исследовательские работы, являются лаборатории. Главные специалисты предприятия: главный конструктор, главный технолог, главный энергетик, главный метролог иногда имеют соответствующие лаборатории. Исследования организационно-экономического и социального характера проводятся в лабораториях экономического анализа, научной организации труда и управления, социологических исследований.
Чтобы разработать принципиально новую технику, прогрессивную технологию, передовые методы организации производства и труда, необходимо изучить отечественный и зарубежный опыт, провести информационный и патентный поиск, для этого на предприятиях создается служба научно-технической информации.
На основе перспективного плана составляется годовой тематический план НИР и ОКР.
Открытие — это установление неизвестных объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания.
Изобретением называется новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, социально-культурного и экономического строительства и обороны страны, дающее положительный эффект.
Не признаются изобретениями методы и системы организации и управления хозяйством (планирование, финансирование, учет, снабжение и т.д.); условные обозначения; проекты и схемы планировки сооружений, зданий и территорий; методы и системы воспитания, обучения и т.п., а также такие, которые противоречат общественным интересам, принципам гуманности.
Рационализаторским предложением называется техническое решение, новое и полезное для предприятия, организации и учреждения, которым оно подано, предусматривающее изменение конструкции изделия, технологии производства, применяемой техники или состава Материалов. Возникающие отношения в связке изобретательской деятельностью регулируются «Положением об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях». Отделы изобретательства и рационализации (ОИ и Р) решают поставленные задачи.
Единый охранный документ на изобретение — патент, согласно которому исключительное право на использование изобретения принадлежит автору. Изобретатель становится хозяином своего изобретения. В тех случаях, когда изобретение создается в ходе выполнения автором служебных обязанностей, патент на изобретение выдается автору и предприятию совместно.
Изобретение — это новое творческое решение задачи технического характера. Его признаками являются абсолютная новизна, высокий технический уровень исполнения задачи, прогрессивность, практическая полезность и применимость.
Лицензия — это контракт, по которому владелец изобретения предоставляет для использования другой стороне (лицензиату) техническое достижение (т.е. право на использование запатентованного «секрета производства», изобретения, полезной модели, промышленного образца и т.д.) на установленных в договоре условиях. В обмен лицензиат выплачивает вознаграждение.
Товарные знаки — обозначения (буквенные сочетания, рисунки, слова), зарегистрированные в определенном порядке и помещаемые на товаре (или упаковке) промышленными и торговыми предприятиями. Знак отличает товары (услуга) одного предприятия (организации) от однородных товаров (услуг) других предприятий и используется в рекламных целях.
Промышленный образец — оформление изделия, его внешний вид, которое является новым художественно-конструкторским решением, показывающим, какой должна быть форма товара.
Полезная модель — это решение, имеющее технический характер и касающееся внешнего вида, конструкции или соотношения отдельных элементов изделия (машины, оборудования, инструмента), обладающее новизной и полезностью.
Фирменные знаки служат отличием предприятия (организации) от других предприятий (организаций) в форме особого изображения.
В практике интеллектуальной собственности специально выделяются накопленные предприятием научные и технические знания, производственный опыт, получившие название ноу-хау. В данное понятие вкладывается: коммерческая, административная, финансовая, производственная и другого рода информация в форме сведений, производственного опыта, навыков, профессиональных знаний, необходимых для организации того или иного вида производства. Однако они не имеют прямой юридической защиты как в случае интеллектуальной промышленной собственности.
Функционально-стоимостной анализ подготовки производства
Для обеспечения высокого технико-экономического уровня создаваемой продукции необходимо организовать работу по определению и достижению оптимальных технических параметров и экономических показателей конкретных изделий. Одним из важных направлений решения этой задачи является применение в процессе подготовки производства функционально-стоимостного анализа (ФСА).
Функционально-стоимостной анализ — метод системного исследования объекта (изделия, процесса, структуры), направленный на повышение эффективности использования материальных и трудовых ресурсов. Этот метод обеспечивает оптимизацию соотношения между общественно необходимыми потребительскими свойствами объекта и затратами на его создание и эксплуатацию. Повышение эффективности использования материальных и трудовых затрат средствами ФСА на стадии подготовки производства обеспечивается предупреждением возникновения функционально излишних затрат на стадиях производства и эксплуатации — сокращением или исключением неоправданных затрат и потерь.
ФСА проводится по этапам.
I этап — подготовительный — включает выбор объекта исследования, постановку задачи, определение цели анализа, формирование группы по его проведению.
II этап — информационный — Включает ознакомление с чертежами, технологическими процессами, паспортами, патентными формулярами, рекламными проспектами, научными статьями по проектируемому и аналогичным образцам. Изучаются также и экономические показатели: себестоимость образцов техники; трудоемкость по видам работ, а также трудовые затраты по каждой детали или узлу изделия; цены; цеховые расходы; расходы по содержанию и эксплуатации оборудования; затраты на освоение новой техники; внепроизводственные расходы; рентабельность.
III этап — аналитический. Цель этапа — провести анализ объекта в целом для определения задач по выработке вариантов решений, направленных на его совершенствование. На этом этапе на основе конструкторской документации разрабатывается структурно-элементная модель изделия. Модель показывает состав сборочных единиц и деталей, входящих в изделия, и характеризует их взаимосвязи. В модели выделяются иерархические уровни: изделие, узел, деталь и т.п.
IV этап — творческий. Цель этого этапа состоит в поиске идей, на основе которых можно было бы сформулировать варианты решения поставленной задачи, и выборе наиболее приемлемых вариантов. При этом в первую очередь следует уделить внимание тем элементам изделий, которые требуют наибольших трудовых, материальных и денежных затрат. Члены исследовательской группы выдвигают новые идеи и формулируют возможные варианты исполнения требуемых функций. Результативность творческого этапа зависит от формы организации процедуры выдвижения идей, выбора методов технического творчества.
Для поиска новых идей и технических решений в процессе ФСА могут быть использованы следующие методы: «мозговой штурм» («мозговая атака»), метод «635», конференция идей, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, метод синектики, ТРИЗ и др.
V этап — исследовательский. На данном этапе проводятся оценка и предварительный выбор вариантов. Из всего количества различных вариантов исключаются те, которые невозможно реализовать. Затем проверяются возможность осуществления и функциональная пригодность оставшихся вариантов решений. Для отбора альтернативных вариантов должны быть выработаны оценочные критерии, позволяющие обеспечить возможность количественного сравнения. После этого проводится проверка вариантов на экономичность, т.е. дается оценка поставленных задач с точки зрения затрат, необходимых на их воплощение. Сравнительные варианты затрат должны охватывать одинаковое количество функций. При этом необходимо учитывать влияние дополнительных функций.
VI этап — рекомендательный. На основе отобранных вариантови принимается решение по внедрению рекомендаций, разработанных в процессе ФСА. Характеристика принятого решения дается в ясной и наглядной форме с указанием всех затрат, влияющих на себестоимость используемой конструкции.
VII этап — внедрение и контроль результатов ФСА. На этой стадии по результатам проведения ФСА составляется график внедрения разработанных технических и организационных решений и осуществляется его реализация. Результаты проведения ФСА заносятся в таблицу.