0

Особенности образовательных услуг

Труд в сфере образования имеет свои характерные черты, которые предопределяют особую роль этой сферы в системе общественного разделения труда и судьбу образования в современной России. С экономической точки зрения эти особенности можно свести к двум основным моментам.

Во-первых – это труд по оказанию «чистых» услуг особого рода, во-вторых образовательные услуги (несмотря, на наметившуюся во многих развитых странах, в последние годы, тенденцию к увеличению платности образования) это преимущественно общественные товары (блага).

Рассмотрим подробнее понятие «чистые» услуги, обратившись для этого к истокам проблемы.

В соответствии с методологией К. Маркса (посвятившего анализу услуг более половины четвертого тома «Капитала») услуги образования будучи типичными представителями «чистых» (т.е. существующих в виде полезной деятельности, не принимающих материальной формы) услуг, с точки зрения советской статистики, были признаны результатом непроизводительного труда, т.е. труда не создающего товар и не увеличивающего национальный доход. В советской экономической науке существовала и расширительная трактовка производительного труда отвергающая подобный подход. Сторонники обеих ссылались на Маркса.

В отличие от взглядов К.Маркса, использующего достаточно сложную систему аргументации относительно характера труда по оказанию услуг, неоклассическая школа (убедительно доказавшая свою правоту в странах, которые сейчас принято называть развитыми) рассматривает все услуги как товары и, стало быть, по терминологии К.Маркса, как результаты производительного труда. Товар – это экономическое благо, предназначенное для обмена. Причем, в данном определении фигурирует термин «экономическое благо», а не продукт труда, как у Маркса.

Товары в научном понимании, как подчеркивает знаменитый австрийский экономист К. Менгер, это – экономические блага, независимо от лиц, предлагающих их для продажи, от их материальности, независимо от характера их как продукта труда, предназначенные для обмена.

«Чистые» услуги, особенно образовательные и информационные, составляющие основную часть информационного сектора США, дают по некоторым оценкам более половины ВНП страны. Более 80% от общего числа занятых в экономике США, трудятся в постоянно растущей сфере услуг, где образование и наука занимают ведущие позиции.

Что же такое образовательные услуги? Они представляют собой систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства. Образовательные услуги в первую очередь обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в ее духовном, интеллектуальном развитии, создают условия для самоопределения и самореализации личности, для развития в человеке истинно человеческого.

Образовательная услуга выступает как специфическая форма деятельности, имеющая своим результатом создание не материального блага, а определенного, признаваемого полезного эффекта, направленного непосредственно на человека. Как и любое материальное благо, образовательная услуга имеет потребительскую стоимость, то есть предназначена для удовлетворения потребности людей в получении специальности или повышении своей профессиональной квалификации. При этом деятельность, к примеру, преподавательского состава вузов имеет ярко выраженную специализацию и является самостоятельно обособленным звеном в системе общественного разделения труда. Тем самым образовательная услуга в условиях рыночных отношений может меняться на другие товары и услуги, а образование может развиваться по законам рыночного производства. Образовательная услуга выражает отношения между ее производителями и потребителями, отношения между людьми в процессе производства и потребления этого специфического общественного блага.

При этом следует подчеркнуть, что образовательная услуга по своей экономической природе мало отличается от любого другого товара. Специфичность проявляется в том, что посредством труда профессорско-преподавательского состава, например вуза, оказываются образовательные услуги не в качестве конкретной вещи, а в качестве определенной деятельности. По сути товара, т.е. результата образовательной деятельности, имеются две точки зрения: во-первых, продукцией вуза является специалист, подготовленный в процессе образования. Во-вторых, товаром являются образовательные услуги. Эта, второй, позиции придерживается подавляющее число ученых. Они считают, что предметом купли-продажи человек считаться не может (исключение составляет рынок рабов), а продается совокупность знаний и навыков, переданных человеку как носителю заказа по определенной учебной программе. Попытка рассмотреть в качестве продукции вуза специалиста, означает явное или скрытое введение цены на человека с высшим профессиональным образованием.

Признание образовательной услуги товаром, вытекает из определения понятия «образование», принятого 20-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, согласно которому под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и роста. Сочетание «процесс и результат» свидетельствует о правомерности выбора именно образовательных услуг в качестве основного вида товара в данной сфере. Эти услуги выражаются в обучении потенциальных (будущих) и нынешних работников. в формировании, сохранении и развитии их способности к труду; в специализации и росте квалифицированной рабочей силы. Таким образом, образовательные услуги непосредственно участвуют в воспроизводстве разнообразных человеческих способностей к труду. Чем больше их потребляется, тем выше объем и качество освоенных знаний, умений и навыков, а потому возрастает качество рабочей силы и доход работника.

Главные особенности образовательных услуг вкратце сводятся к следующему:

— это «чистые» услуги со всеми сопутствующими им свойствами (неосязаемость, неотделимость от производителя услуги, непостоянство качества, несохраняемость и т.д.);

-экономический эффект (отдача) от образовательной услуги может проявиться только через определенный промежуток времени;

— в большинстве случаев – коллективное потребление услуги (класс, аудитория);

— наличие обратной связи между производителями и потребителями услуг;

— неэластичный спрос и высокие цены на образовательные услуги, объясняющиеся высокими издержками и монопольным положением производителя;

— принадлежность образовательных услуг к категории общественных товаров.

Последняя особенность заслуживает более подробного рассмотрения.

Современное производство диктует более высокий уровень образования, знаний, культуры, профессионального мастерства, умения обращаться с современной техникой.

Образовательные услуги – это в большинстве развитых стран, общественные блага, потребление которых обеспечивает положительный экстенсивный эффект в экономике. Следует отметить, что теория «общественных товаров» (благ) недостаточно разработана в западной, а тем более, в российской экономической литературе. Существует несколько точек зрения на то, что включать в их круг. В частности, известный экономист У.Парето ограничивал этот круг «чистыми» общественными товарами, главные признаки которых – неисключаемость из потребления и неделимость в потреблении. Имеются в виду национальная оборона, правоохранительные органы, единая энергосистема, сети коммуникаций, услуги правительства. В отличие от него П.Самуэльсон – лауреат Нобелевской премии по экономике, не считает, что «общественный товар» обязательно должен соответствовать двум названным признакам. Поэтому он относит к такого рода товарам еще и услуги образования и здравоохранения.

В ряде случаев довольно трудно четко отделить общественные товары от частных поскольку существуют такие виды услуг, для которых характерны признаки и тех, и других. Например, высшее образование. С одной стороны его услуги близки к общественному товару (студенты потребляют их коллективно, и поровну), с другой стороны – к частному, ибо эта услуга не отвечает принципу неисключаемости из потребления.

Рынок во многих случаях не в состоянии найти выражение результатов деятельности людей, связанной с «общественными товарами». Эти результаты – экономическое равновесие, сохранение и защита эстетических ценностей рост творческого потенциала населения, увеличение продолжительности его жизни, укрепление нравственной культуры и т.д. В таких областях необходимо иметь дело с соответствующими натуральными показателями: средняя продолжительность жизни, средний уровень образования, степень загрязненности т.д. и пользоваться для их достижения преимущественно нерыночными методами, которые принято называть административными. Их наличие и использование не означает отказ от рыночной экономики, напротив, как показала практика развитых европейских стран, сама она не может не регулироваться в определенной степени «административно». Речь идет о взвешенном подходе к возможностям и объективно существующим границам «сугубо рыночных» методов.

Потребители образовательных услуг — это прежде всего определенные группы населения, для которых они предназначены. Личность студента, слушателя — не просто материальный носитель образовательных услуг, копилка передаваемых знаний, не только их пользователь в процессе труда, но и их единственный конечный потребитель . Такое большое значение роли личности, как субъекта рыночных отношений, развивает положения классического либерализма в экономике. По данной теории единственно реальным экономическим субъектом рынка признается индивид. Все остальные субъекты рассматриваются как производные от него: «фирмы -как юридические фикции, а государство как агентство по спецификации и защите прав собственности. Учащихся, как субъектов рынка образовательных услуг необходимо разделять на покупателей образовательных услуг на уровне додипломного и постдипломного образования. Необходимость такого обособления покупателей необходима с точки зрения маркетинга. Это связано с тем, что субъекты на рынке постдипломного образования характеризуются рядом особенностей: они более нацелены на результат обучения, более требовательно ориентированы на качество обучения, у них есть определенный опыт работы, который позволяет им более быстро усваивать новый материал при обучении им более важен учебный материал, который они могли бы применять на практике.

Теория образовательных услуг еще не сложилась окончательно, не выработано общепризнанного определения самого понятия образовательной услуги, нет полного исследования ее специфических свойств

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *