0

Общие положения о правовом регулировании хозяйственной (предпринимательской) деятельности

Понятие хозяйственной (предпринимательской) деятельности и её правового регулирования.

Источники правового регулирования хозяйственной (предпринимательской) деятельности. Структура и содержание законодательства, регулирующего хозяйственную (предпринимательскую) деятельность.

Правовое регулирование видов, форм, способов осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности.

Государственное регулирование и контроль хозяйственной (предпринимательской) деятельности.

В норме ст.1 действующего Гражданского кодекса Республики Беларусь предпринимательская деятельность определена как это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Для раскрытия юридической сущности предпринимательской деятельности необходимо рассмотреть ее признаки, т.е. свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе — достаточны для того, чтобы та или иная деятельность могла признаваться предпринимательской. Правильное понимание предпринимательской деятельности необходимо, прежде всего, для осуществления контроля за соблюдением требования о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или организации со статусом юридического лица, закрепленного в нормах Декрета Президента Республики Беларусь «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», ст.233 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Определяющим моментом для уяснения сущности предпринимательской деятельности является норма ст.13 Конституции, в соответствии с которой предпринимательская деятельность выступает разновидностью деятельности экономической, т.е. предпринимательская деятельность может осуществляться только в рамках экономической. Из приведенной конституционной нормы следует, что если деятельность не является предпринимательской, то она относится к «иной не запрещенной законом экономической деятельности».

После того как определенная деятельность отнесена к экономической, необходимо решать вопрос о возможности или невозможности ее квалификации в качестве предпринимательской. С этой целью попытаемся выполнить поставленную выше задачу — проанализировать систему признаков предпринимательской деятельности. Таковыми являются:

1. Участие лица в гражданском обороте. Как следует из нормы ч.2 п.1 ст.1 Гражданского кодекса Республики Беларусь, осуществляя предпринимательскую деятельность, лицо участвует в гражданском обороте. Под Гражданским оборотом следует понимать «процесс перехода вещных нрав на гражданско-правовые объекты от одних лиц к другим в результате исполнения обязательств». На первый взгляд данное определение не учитывает ситуацию, когда предметом обязательства выступают услуги. Однако, если рассматривать нематериальные блага в качестве товаров в экономическом смысле, то приведенное определение будет охватывать все, что входит в гражданский оборот.

2. Самостоятельный характер деятельности. Этот признак указывает на так называемый «волевой источник» предпринимательской деятельности. Следует отметить, что это не просто самостоятельная, но еще и инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение различных потребностей других лиц и общества в целом. Условно можно выделить имущественную и организационную самостоятельность. Имущественная самостоятельность предполагает наличие у предпринимателя обособленного собственного имущества в качестве экономической базы деятельности. Объем имущественной самостоятельности организаций со статусом юридического лица определяется тем видом вещного права, на котором за ними закрепляется имущество. Больше возможностей в осуществлении предпринимательской деятельности у организаций-собственников и индивидуальных предпринимателей, меньше — у организаций, за которыми имущество закреплено на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Организационная самостоятельность подразумевает возможность принятия предпринимателем самостоятельных решений в процессе осуществления деятельности. Необходимая предпосылка такой самостоятельности — наличие правоспособности, которая у организации со статусом юридического лица возникает с момента государственной регистрации (п.3 ст.45 Гражданского кодекса Республики Беларусь). По общему правилу, способность физического лица осуществлять предпринимательскую деятельность возникает с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

3. Лицо действует от своего имени. Необходимо иметь в виду, что в современных условиях в отдельных случаях предприниматель, например, коммерческий представитель, может действовать от имени и в интересах другого лица (ст.186 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Однако, в отношениях с представляемым такой предприниматель действует от своего имени.

Выступление лица в гражданском обороте от своего имени отличает предпринимательскую деятельность от наемного труда, а предпринимателя — от наемного работника. Последний выполняет по трудовому договору (контракту) определенную трудовую функцию, действуя от имени нанимателя, который в результате действий работника приобретает права и принимает на себя обязанности.

4. Предпринимательский риск, являющийся логическим продолжением самостоятельности предпринимателя. Легальное определение понятия «предпринимательский риск» в действующем праве дается применительно к договору страхования. Предпринимательский риск представляет собой риск убытков от предпринимательской деятельности.

Рассматривая рисковый характер предпринимательской деятельности, следует отметить, что в случае наступления неблагоприятных результатов деятельности предприниматель лишь рискует ухудшить свое имущественное положение. При этом убытки из-за нарушения своих обязательств контрагентами могут быть возмещены посредством привлечения контрагентов к гражданско-правовой ответственности, что значительно снижает степень риска таких убытков. Если же предприниматель нарушает нормы права либо обязательства перед контрагентами, то он сам несет ответственность, которая также является необходимым элементом понятия предпринимательской деятельности.

5. Самостоятельная имущественная ответственность находится в неразрывной связи с предпринимательским риском. Отличительная особенность ответственности предпринимателя заключается в том, что она наступает независимо от вины. Нарушитель обязательства освобождается от ответственности, если он докажет, что надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Для обеспечения самостоятельной имущественной ответственности коммерческих организаций законодатель предусматривает два способа: установление минимального размера уставного фонда и субсидиарной (дополнительной) ответственности учредителей (участников) организации по ее обязательствам. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое может быть обращено взыскание.

6. Цель деятельности — систематическое получение прибыли. Прибыль — это конечная цель осуществления предпринимательской деятельности, но не обязательный результат. Даже если первоначально предприниматель ставил целью получение дохода, а в итоге понес убытки (результат предпринимательского риска), его деятельность все равно будет считаться предпринимательской, т.е. для отнесения экономической деятельности к предпринимательской принципиальное значение имеет не фактическое систематическое получение прибыли, а совершение действий, направленных на ее систематическое получение.

Квалифицирующим признаком извлечения прибыли как цели предпринимательской деятельности является систематичность ее извлечения. Это один из самых спорных моментов в определении предпринимательской деятельности ввиду отсутствия легальных критериев систематичности применительно к указанной деятельности. Принципиальным применительно к толкованию словосочетания «деятельность, направленная на систематическое получение прибыли» является вопрос о том, должна ли эта деятельность носить систематический характер или достаточно совершения одной сделки, приносящей систематическую прибыль.

Понятие «системность» использовалось ранее и используется в настоящее время в гражданском праве применительно к различным ситуациям, однако какие-либо ориентиры для определения систематичности в указанных случаях в Гражданском кодексе Республики Беларусь не приводятся. В нормах других отраслей права систематичность характеризуется чаще всего с количественной стороны, хотя в отдельных случаях законодатель использует и качественную характеристику. Чаще всего используется такой критерий как «более двух раз в течение года».

Таким образом, систематичность как характеристика цели предпринимательской деятельности может состоять либо в систематическом (более двух раз в течение года) совершении действий, направленных на получение прибыли, либо в совершении действий, которые не имеют систематического характера, но очевидно свидетельствуют о намерении лица осуществлять эти действия в будущем с целью систематического получения прибыли.

7. Способ осуществления предпринимательской деятельности (получения прибыли). К таковым согласно норме ч.2 п.1 ст.1 Гражданского кодекса Республики Беларусь относятся: пользование имуществом; продажа вещей, произведенных, переработанных или приобретенных для продажи; выполнение работ; оказание услуг, при условии, что эти работы и услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Данный перечень сформулирован как исключительный, однако в соответствии с правилом ч.3 ст.13 Конституции «государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

При этом в соответствии с нормами ч.4 п.1 ст. 1 гражданского кодекса Республики Беларусь к предпринимательской деятельности не относятся ремесленная деятельность, деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений, а также разовая реализация физическими лицами на торговых местах на рынках и (или) иных местах, на которых торговля может осуществляться в соответствии с законодательством, произведенных, переработанных либо приобретенных ими товаров (за исключением подакцизных товаров, товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками), отнесенных к товарным группам, определенным законодательством (далее — лицо, осуществляющее разовую реализацию товаров на рынке), адвокатская деятельность, частная нотариальная деятельность, деятельность физических лиц, осуществляемая ими самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам по оказанию услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции, дроблению зерна, выпасу скота, репетиторству, чистке и уборке жилых помещений, дневному уходу за детьми, сдаче внаем (поднаем) жилых помещений, кроме предоставления мест для краткосрочного проживания.

Исходя из легального определения, предпринимательская деятельность может осуществляться в двух формах: без образования юридического лица (индивидуальная предпринимательская деятельность) и с образованием юридического лица (предпринимательская деятельность в предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь организационно-правовых формах).

Понятие «организационно-правовая форма» употребляется в отношении организаций со статусом юридического лица, поэтому, когда идет речь о предпринимательской деятельности с образованием юридического лица, можно говорить о предпринимательской деятельности в различных организационно-правовых формах. Соответственно под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами.

Имущественные отличия проявляются в зависимости от того, кто выступает субъектом собственности или на базе какого вещного права осуществляет свою деятельность организация. Если имущество является государственным, то речь идет о государственных предприятиях, находящихся в республиканской или коммунальной собственности. Хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, частные унитарные предприятия относятся к частным коммерческим организациям.

В зависимости от объема прав самой организации на используемое ею имущество можно выделить три отличных друг от друга модели имущественных отношений:

  • организации, обладающие правом оперативного управления на имущество, в частности казенные предприятия;
  • организации, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество, — унитарные предприятия;
  • организации, обладающие правом собственности на имущество, — все остальные организации.

Организационные отличия отражают особенности внутренней структуры управления деятельностью коммерческой организации. Так, в унитарных предприятиях данная структура представлена отношениями руководителя и собственника имущества, основанными на контракте, в хозяйственных товариществах — взаимоотношениями участников, в хозяйственных обществах и производственных кооперативах — взаимоотношениями общего собрания участников и исполнительных органов.

Особенности взаимодействия собственника имущества и учредителей (участников) проявляются в первую очередь в их правах на участие в управлении деятельностью организации. Так, собственник унитарного предприятия определяет цели деятельности предприятия, утверждает устав и назначает руководителя, но в последующем не вмешивается в оперативную деятельность предприятия. В коммандитном товариществе управление деятельностью осуществляется только полными товарищами, вкладчики (коммандиты) в управлении делами товарищества не участвуют.

Конструкция ответственности также является отличительным признаком организационно-правовой формы. Так, участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность по долгам товарищества всем своим имуществом. В хозяйственных обществах, за исключением общества с дополнительной ответственностью, участники не отвечают по долгам общества, а лишь рискуют своей долей в капитале общества. Участники производственного кооператива кроме риска своим паем отвечают по долгам кооператива субсидиарно, в пределах, определенных уставом, что характерно и для участников общества с дополнительной ответственностью.

Исходя из перечисленных признаков можно выделить следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: хозяйственные товарищества (полные и коммандитные); хозяйственные общества (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные); производственные кооперативы; государственные и частные унитарные предприятия.

Указанные организации в соответствии с действующими правовыми нормами являются коммерческими, т.е. основной целью их деятельности является получение прибыли и (или) распределение ее между участниками.

Организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являются некоммерческими (п.1 ст.46 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность при условии, что эта деятельность соответствует следующим требованиям:

1) она необходима для уставных целей, ради которых они созданы;

2) соответствует этим целям;

3) отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций (ч.4 п.3 ст.46 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

В отношении отдельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций (ассоциации, союзы) установлен запрет на осуществление предпринимательской деятельности, однако такие организации вправе выступать в качестве учредителей коммерческих организаций.

Политические партии не имеют права и на участие в создании коммерческих организаций. Они не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением изготовления и продажи общественно-политических изданий, иных пропагандистских и агитационных материалов, сувенирной продукции с изображением собственной символики.

В целях удовлетворения материальных (имущественных) потребностей участников создаются некоммерческие организации в форме потребительских кооперативов. Для достижения этой цели последние объединяют имущественные паевые взносы (п.1 ст.116 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Норма ст.116 Гражданского кодекса Республики Беларусь не содержит прямых указаний либо запретов на осуществление потребительским кооперативом предпринимательской деятельностью. Однако норма п.5 данной статьи Гражданского кодекса Республики Беларусь содержит прямой запрет на распределение доходов и прибыли между членами потребительского кооператива, из чего следует вывод о том, что кооператив может заниматься деятельностью, направленной на получение прибыли при условии соблюдения рассмотренных выше требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.

В научной и учебной юридической литературе в качестве предмета правового регулирования называют общественные отношения. В качестве предмета хозяйственно-правового регулирования выступает круг общественных отношений, которые можно разделить на два вида.

1. Вертикальные — это отношения, складывающиеся между субъектами предпринимательской деятельности и государственными органами, регулирующими эту деятельность различными способами и в различных формах. Одной из сторон таких отношений выступает субъект хозяйствования, а другой — орган государственного управления.

2. Горизонтальные — это отношения, складывающиеся между субъектами предпринимательской деятельности в процессе ее осуществления. Большая часть этих отношений урегулирована нормами гражданского права и строится на равенстве их участников.

Перечисленные общественные отношения, урегулированные нормами, закрепленными в нормативных правовых актах, составляющих систему хозяйственного законодательства, приобретают качества хозяйственных правоотношений. Последние, представляя собой правовую связь между субъектами, имеют сложное содержание и структуру, так как их составляющие — горизонтальные и вертикальные отношения — не всегда выступают в чистом виде.

Наиболее полное представление о хозяйственном правоотношении возникает тогда, когда оно рассматривается в виде составляющих его элементов, к числу которых относят: субъект, объект, содержание, юридические факты.

Участники хозяйственного правоотношения именуются их субъектами. В качестве таковых выступают лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы в лице соответствующих компетентных органов.

Объектами хозяйственного правоотношения являются материальные и нематериальные блага, по поводу которых участники вступают в фактические отношения. К ним относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, действия субъектов, фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и т.д.

Содержание хозяйственного правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности его участников, являющиеся соответственно мерой возможного и должного поведения, обеспечиваемые в необходимых случаях государственным принуждением.

Основанием возникновения, изменения и прекращения хозяйственного правоотношения выступают юридические факты. Поскольку данные отношения возникают в процессе осуществления предпринимательской деятельности, обстоятельствами, с которыми нормы права связывают возникновение хозяйственного правоотношения, являются, прежде всего, действия участников правоотношения (юридические акты). Правоизменяющими и правопрекращающими юридическими фактами выступают чаще всего события.

Действия участников хозяйственных отношений подразделяются на правомерные и неправомерные. Примером последних является указание органа государственного управления, данное по вопросу, не входящему в его компетенцию. Правомерные действия можно подразделить акты-соглашения (например, договор, заключенный между двумя коммерческими организациями), акты-разрешения (например, лицензия на определенный вид деятельности, выдаваемая уполномоченным государственным органом), акты одностороннего характера (к ним относятся меры оперативного характера, применяемые как субъектом предпринимательской деятельности для защиты своих субъективных прав и законных интересов, так и уполномоченными государственными органами).

Под принципами правового регулирования предпринимательской деятельности понимаются основополагающие идеи, исходные начала, закрепленные в нормах права и имеющие в силу этого общеобязательный характер. Обычно принципы права, в том числе принципы, составляющие основу экономических отношений, закрепляются в Конституции, конституционных и иных фундаментальных законах. Так, конституции большинства государств, в том числе наша Конституция, содержат нормы, регулирующие отношения в области экономики. Применительно к конституционной основе экономики Республики Беларусь можно предложить следующую систему общих конституционных принципов, которые определяют характер правового регулирования предпринимательской деятельности.

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности является, безусловно, основным конституционно-правовым началом для построения всей системы правового регулирования предпринимательской деятельности. В соответствии с положением ч.3 ст.13 Конституции «государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Возможность ограничения свободы предпринимательства «в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц» и «только в случаях, предусмотренных законом» следует и из нормы ч.1 ст.23 Конституции.

В условиях же чрезвычайного или военного положения осуществление полномочий, вытекающих из права на свободное предпринимательство, может быть приостановлено в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом (ч.1 ст.63 Конституции).

2. Принцип равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности (ч.1 ст.13 Конституции). Данный принцип имеет юридический характер. С экономической же точки зрения речь идет о принципе юридического равенства форм собственности, под которым понимается равенство возможностей, предоставляемых всем субъектам присвоения. Производным от названного принципа является принцип равенства правового статуса субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности.

3. Принцип неприкосновенности собственности как основа имущественных отношений в экономике закреплен в ст.44 Конституции. При этом указанный принцип не исключает возможность принудительного отчуждения имущества, но лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда.

4. Принцип государственного управления экономикой. В Республике Беларусь данный принцип нашел отражение в ч.4 ст.13 Конституции, в соответствии с которой государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

5. Безусловно, определенные особенности экономической системы зависят от существования и содержания так называемых общепризнанных (всеобщих) принципов права. При этом в данной сфере общественной жизни эти принципы имеют свой, присущий для данной области комплекс императивов. Так, принцип верховенства права (ст.7 Конституции), являясь общеотраслевым, в отношении предпринимательской деятельности рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, осуществление предпринимательской деятельности должно проходить в строгом соответствии с требованиями норм права, а с другой — деятельность уполномоченных государственных органов по регулированию этой деятельности также должна соответствовать указанным требованиям. Меры по обеспечению верховенства права в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности предусмотрены, в частности, ст.12 Гражданского Кодекса Республики Беларусь, которая закрепляет возможность признания недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, а также акта законодательства, нарушающего гражданские права и охраняемые законодательными актами интересы гражданина и (или) организации.

В системе принципов правового регулирования предпринимательской деятельности кроме вышеперечисленных конституционных принципов следует включить и принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Данный принцип находит свое легальное закрепление в антимонопольном законодательстве Республики Беларусь.

Особое значение для правового регулирования предпринимательской деятельности имеют принципы гражданско-правового регулирования, которые в первую очередь основываются на положениях Конституции, а в отдельных случаях и повторяют их, и выражают сущность гражданско-правовых отношений в целом. В общей форме они сформулированы в норме ст.2 Гражданского Кодекса Республики Беларусь.

Поскольку основным источником права в Республике Беларусь является нормативный правовой акт, характеристику источников правового регулирования предпринимательской деятельности целесообразно начать с анализа законодательства о предпринимательской деятельности, именуемого в юридической литературе в зависимости от принятой терминологии предпринимательским или хозяйственным законодательством.

В основе всей национальной правовой системы лежит Конституция. Конституционная основа предпринимательской деятельности — это система конституционных норм, призванных обеспечивать равновесие между правом всех на свободное осуществление предпринимательской деятельности и обязанностью государства в социальных целях регулировать эту деятельность в строго определенных пределах.

С этой целью конституционные нормы:

1) закрепляют предпосылки для реализации права на осуществление предпринимательской и иных видов экономической деятельности (единая денежная система, единая финансово-кредитная система, право частной собственности и т.д.);

2) определяют условия осуществления предпринимательской деятельности (свобода осуществления, равенство субъектов предпринимательства независимо от формы собственности, государственное вмешательство в частные дела только в социальных целях и т.д.);

3) устанавливают гарантии прав и интересов предпринимателя (неприкосновенность собственности, возможность ее принудительного отчуждения только при условии соблюдения специальных императивных норм, гарантия судебной защиты прав и интересов и т.д.).

Таким образом, конституционная основа предпринимательской деятельности содержит основные направления правового регулирования предпринимательской деятельности в стране.

Эти направления получают свое дальнейшее развитие в законодательных актах и иных актах законодательства о предпринимательской деятельности.

К законодательным актам кроме Конституции относятся законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь.

Категория «закон» предполагает:

во-первых, закон, обладающий высшей юридической силой — Конституцию, именуемую в ее преамбуле и ст.2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» Основным Законом;

во-вторых, конституционные законы, которые включают законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции;

в-третьих, программные законы, к которым отнесены закон об основных направлениях внутренней и внешней политики Беларуси, о военной доктрине. Конституционные и программные законы имеют высшую юридическую силу по сравнению с еще одной разновидностью законов — обычными законами.

Особое значение и приоритет в отношении обычных законов имеют кодифицированные законы — кодексы (ч.4 ст.2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»). В систему законодательства о предпринимательской деятельности входит несколько таких законов: Гражданский Кодекс Республики Беларусь, Банковский кодекс, Инвестиционный кодекс и т.д. Важное значение для применения норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, имеет положение ч.3 п.2 ст.3 Гражданского Кодекса Республики Беларусь о том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому Кодексу Республики Беларусь. В случае расхождения указанных актов с Гражданским Кодексом Республики Беларусь действует последний.

Законодательные акты Президента Республики Беларусь имеют большой удельный вес в регулировании предпринимательской деятельности. На сегодняшний день нормы декретов и указов, принимаемых Главой государства, регулируют отдельные виды предпринимательской деятельности, изменяют концепцию отдельных правовых институтов. Нормы Конституции предусматривают два вида декретов:

1) декреты, издаваемые в соответствии с Конституцией на основании делегированных Парламентом законодательных полномочий;

2) декреты, издаваемые в случаях особой необходимости (временные декреты) по своей инициативе либо по предложению Правительства.

В обоих случаях декреты имеют силу закона, но во втором случае при расхождении декрета и закона высшая юридическая сила признается за декретом. При этом особая необходимость как оценочная категория не получила специальной правовой характеристики и Глава государства в каждом конкретном случае по своему усмотрению решает вопрос о том, имеется ли особая необходимость в издании временного декрета.

Чаще всего законодательные полномочия Президента Республики Беларусь реализуются посредством издания указов. Классификация этих актов более обширна по сравнению с декретами. Так, указы Главы государства могут: иметь нормативный или ненормативный (индивидуальный) характер; издаваться на основе полномочий, предоставленных законом или на основе полномочий, вытекающих из положений Конституции; конкретизировать нормы законов либо устранять пробелы в правовом регулировании.

Указы, полномочия на издание которых предоставлены законом, в иерархии нормативных правовых актов находятся после временных декретов и законов. По юридической силе указы, изданные на основе конституционных полномочий, как и законы, следуют после временных декретов. После этих указов и законов следуют делегированные декреты и лишь затем указы, полномочия на издание которых предоставлены законом.

Далее с точки зрения юридической силы следует назвать распоряжения Президента, возможность издания которых предоставлена нормой ст.85 Конституции без конкретизации перечня вопросов, правовое решение которых можно оформлять в форме этих актов. Впоследствии они были включены в систему законодательства как правовые акты, которые могут иметь нормативный характер. Однако в таком качестве (т.е. для закрепления норм права) распоряжения в настоящее время используются редко. Что касается ненормативных распоряжений, то данная форма правого акта используется Президентом для установления льгот субъектам предпринимательской деятельности в части уплаты налогов, нормативного распределения выручки, обязательной продажи иностранной валюты и т.д.

Важные для правового регулирования предпринимательской деятельности положения содержатся в постановлениях Совета Министров как центрального органа государственного управления, обладающего широкими регулятивными полномочиями в сфере предпринимательских отношений. По юридической силе эти постановления следуют за законами, декретами, указами. На одном уровне с Постановлениями Правительства находятся постановления палат Парламента, Пленума Высшего Хозяйственного Суда и Верховного Суда.

Рассматривая виды иных актов законодательства как способов закрепления моделей поведения субъектов предпринимательской деятельности в целом и отдельных ее видов, в частности банковской, следует указать на нормативные правовые акты Национального банка — постановления Правления Национального банка.

Наибольший удельный вес в системе законодательства о предпринимательской деятельности занимают акты следующего уровня — нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления (функциональных или отраслевых). Они могут приниматься в различных формах, однако утверждаются только приказами и постановлениями. Ведомственные акты могут приниматься только в случаях и пределах, установленных нормами Конституции, нормативных правовых актов Президента, законов, положений о соответствующих органах и нормативных правовых актов Правительства. Министерство или иной республиканский орган государственного управления обязаны указывать в своих нормативных правовых актах на акт Президента, Парламента, Правительства, на основании и во исполнение которого они их принимают.

Совокупность рассматриваемых актов имеет свою иерархию, которая строится по критерию компетенции: приоритет перед другим ведомственным актом аналогичного уровня имеет нормативный правовой акт соответствующего государственного органа, специально уполномоченного на регулирование определенной области предпринимательских отношений. Кроме этого для определения юридической силы значение может иметь и критерий времени принятия нормативных правовых актов при условии, что они приняты по тому же вопросу тем же государственным органом (ст.10 Закона о нормативных правовых актах). Ведомственные нормативные правовые акты могут быть отменены Правительством (ч.8 ст.107 Конституции).

Следующий уровень занимают нормативные правовые акты местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, принимаемые в форме решений. Они имеют обязательную силу на соответствующей территории и не должны противоречить действующему законодательству. В противном случае они подлежат отмене.

Учитывая изложенное, а также то, что решения Советов депутатов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения местными исполнительными и распорядительными органами, можно сделать вывод о том, что нормативные правовые акты местных Советов депутатов, принятые в пределах их компетенции, имеют большую юридическую силу по сравнению с актами указанных органов местного управления.

Особое значение для правового регулирования предпринимательской деятельности имеют локальные нормативные правовые акты, которые выделены на законодательном уровне в норме ст.1 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Особенностью указанной разновидности нормативных правовых актов является то, что они действует в рамках одной или нескольких организаций. В частности, к таковым актам относятся учредительные документы организаций со статусом юридического лица, положения: о филиале и представительстве, об учетной политике, о коммерческой тайне.

Завершая характеристику законодательства о предпринимательской деятельности, необходимо отметить такую его характерную особенность как наличие специфических нормативных правовых актов, одни из которых определяют общие условия осуществления предпринимательской деятельности, а другие — порядок этой деятельности в отдельных сферах. Речь идет о «программах», «концепциях», «основных направлениях…» и т.п. Указанные акты не предусмотрены в положениях ст.2 Закона «О нормативных правовых актах» и имеют силу того нормативного правового акта, которым они утверждены.

Проводя анализ источников правового регулирования предпринимательской деятельности, следует учитывать правило ст.8 Конституции, не допускающее заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. Следовательно, по юридической силе международные договоры следуют за Конституцией и непосредственно связанными с нею нормативными правовыми актами: заключениями Конституционного Суда Республики Беларусь, законами о внесении изменений и дополнений в Конституцию, законами о толковании Конституции. При этом в соответствии с правилом ч.4 ст.116 Конституции приоритет имеют лишь нормы международных договоров, ратифицированных Республикой Беларусь.

По очередности применения обычай следует за нормативным правовым актом и договором. При этом обычай рассматривается как средство восполнения пробелов в нормативных правовых актах и договоре. Такая оценка роли и места обычая в системе регуляторов предпринимательской деятельности возможна по результатам анализа отдельных положений Гражданского Кодекса Республики Беларусь и ряда других актов законодательства. Следует иметь в виду, что в отличие от норм права, обычаи не предусматривают конкретный вариант поведения — таковой подлежит установлению, если только он не зафиксирован в каком-либо документе. При этом главное условие их применения — соответствие основным началам гражданского права и условиям договора. Как свидетельствует правоприменительная практика, основной сферой применения обычаев остается внешнеторговый оборот.

Судебная практика как многократное единообразное решение судами одной и той же категории дел в правовой системе Республики Беларусь не признана источником права в юридическом смысле, т.е. суды при разрешении спора не уполномочены осуществлять правотворческую деятельность, и их решения не должны содержать правовые нормы. Осуществляя свою основную функцию суд применяет норму права к конкретной ситуации. В результате мы имеем не многократное и единообразное решение однотипных ситуаций, которое приобрело прецедентное значение, а прецедент в толковании норм права. Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что одновременно с прецедентом в судебном толковании не появляется новая норма права, а разъясняются содержание и порядок применения уже существующей. Практика разрешения судами какой-либо категории дел либо практика применения конкретной нормы права в обобщенном виде формулируется в постановлениях Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Вместе с тем, в положениях Закона о нормативных правовых актах Постановления Пленума Верховного суда, Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда, акты Конституционного Суда определены как нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами. Акты перечисленных высших судебных инстанций включены также в перечень источников гражданского права. Следует отметить, что среди актов, принимаемых Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь, большой удельный вес занимают разъяснения, которые имеют такие реквизиты как вид акта, дата его принятия, порядковый номер и название. В отличие от постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда разъяснения не включены в состав нормативных правовых актов.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности, являясь по своей сути публичной деятельностью, основывается на функциональной заданности цели (например, реализация государственной экономической политики), средств ее достижения (наличие предусмотренных в нормах права приемов, способов воздействия на объект), форм, т.е. способов существования, выражения и преобразования (изменения или отмены) этих средств (все приемы и способы воздействия на объект имеют правовую форму таких актов, как целевая программа, разрешение, квота, лицензия), процесса ее осуществления (предусмотренные нормами права процедуры).

Государственная экономическая политика находит свое закрепление в таких актах, как ежегодные послания Президента Республики Беларусь Парламенту, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на текущий год.

Субъекты государственного регулирования предпринимательской деятельности реализуют функции государства по регулированию предпринимательской деятельности. Таковыми, в частности, являются: защита экономического правопорядка; распределение и перераспределение доходов между административно-территориальными единицами, отраслями и отдельными субъектами предпринимательской деятельности; контроль за соблюдением норм права в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; стимулирование развития какой-либо отрасли в заданном направлении; создание конкурентной среды; обеспечение нормальной занятости населения и т.п.

Действия по реализации указанных функций находят свое внешнее выражение в определенных формах и осуществляются посредством различных способов.

Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач и регламентируют предпринимательскую деятельность в стране.

В качестве важнейших можно назвать следующие формы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

1. Прогнозирование — представляет собой подготовку представлений о возможном состоянии экономического и социального развития. Закон Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» определяет основные цели разработки прогнозов, их временные рамки — долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные, главные составляющие — систему научно аргументированных представлений (предположений) о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения.

Официальное закрепление прогнозы находят в планах. В свою очередь прогнозирование является предпосылкой для планирования.

2. Планирование — это определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и иных). В экономической науке такой вид планирования называют индикативным, поскольку в этом случае используются индикаторы социально-экономического развития, характеризующие, например, динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансово-кредитной системы, денежного обращения и т.д. При директивном планировании имеют место обязанность и ответственность соответствующих субъектов за невыполнение плановых показателей.

3. Денежная политика — использует такие инструменты, как цены, налоги, валютное регулирование.

4. Антимонопольное регулирование — направлено на обеспечение условий для развития конкуренции как основы предпринимательства, создания и эффективного функционирования товарного рынка и защиты прав потребителей.

Способы государственного регулирования предпринимательской деятельности условно можно разделить на:

1) административные — представляют собой приемы одностороннего воздействия на поведение субъектов регулирования, основанные на авторитете государственной власти и реализуемые посредством издания актов как нормативного, так и ненормативного характера. Они направлены на: установление правил поведения общеобязательного или частного характера, т.е. определенного режима в сфере реализации исполнительной власти; предписание об обязательном совершении определенных действий; утверждение конкретных (адресных) заданий; разрешение определенных действий (например, выдача лицензий, включая их приостановление или аннулирование); регистрация определенных действий; установление стандартов, квот и т.п.; ограничение определенных действий и др.

2) экономические — представляют собой приемы, реализуемые через материальные средства (цена, прибыль, кредит, налоги и т.д.), направленные на достижение желаемого поведения субъекта регулирования посредством воздействия на его имущественные интересы.

Указанные способы взаимосвязаны и взаимозависимы, т.к одновременно могут иметь властно-распорядительный характер и экономическое содержание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *