0

Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)

Понятие экономической несостоятельности (банкротства). Субъекты банкрот­ства.

Процедуры банкротства: защитный период, конкурсное производство, мировое соглашение.

Преступления в области банкротства: ложное банкротство, преднамеренное банкротство, доведение до банкротства, срыв возмещения убытков кредитору.

Анализ финансового состояния и платежеспособности должника.

Управляющий в производстве по делу о банкротстве: задачи управляющего, требования, предъявляемые к управляющему, права и обязанности управляющего, ответственность управляющего.

Рассмотрение дел о банкротстве хозяйственным судом: стадии рассмотрения дел.

Особенности банкротства отдельных категорий должников. Банкротство гра­дообразующих организаций и организаций, приравненных к ним. Банкротство сель­скохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств. Банкротство банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Банкротство страховых организаций. Банкротство профессиональных участников рынка ценных бумаг. Бан­кротство индивидуальных предпринимателей.

Упрощенные процедуры банкротства. Банкротство ликвидируемого должника — юридического лица. Банкротство отсутствующего должника. Объявление о добро­вольном банкротстве юридического лица.

 

Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 18.07.2000 N 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» экономическая несостоятельность (банкротство) — неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом в соответствии с Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» или правомерно объявленная должником в соответствии с требованиями указанного Закона. Указ Президента Республики Беларусь от 12.11.2003 N 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» различает ключевые понятия:

  • экономическая несостоятельность — неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации). При неспособности субъекта предпринимательства после наступления установленного срока выполнить свои денежные обязательства перед другими лицами, бюджетом иначе, как через восстановление его платежеспособности, этот субъект (должник) признается несостоятельным (практическая неплатежеспособность);
  • банкротство — неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника — юридического лица, прекращением деятельности должника — индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства). Неспособность должника восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов иначе, как через применение определенной судом ликвидационной процедуры, признается банкротством (абсолютная неплатежеспособность).

Из определений банкротства можно вывести следующие его признаки:

  • неплатежеспособность — неспособность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;
  • обязательные платежи — налоги, сборы, пошлины и иные платежи в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды, которые должник обязан уплатить в соответствии с законодательством, в том числе экономические (финансовые) санкции, примененные к должнику;
  • платежные обязательства — обязанность должника исполнить денежные обязательства и (или) произвести обязательные платежи.

Неплатежеспособность должна иметь или приобретать устойчивый характер.

Организация считается устойчиво неплатежеспособной в том случае, когда имеется неудовлетворительная структура бухгалтерского баланса в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, а также наличие на дату составления последнего бухгалтерского баланса значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами (К3), превышающего 0,85.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами характеризует способность организации рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов и определяется как отношение всех (долгосрочных и краткосрочных) обязательств организации, за исключением резервов предстоящих расходов, к общей стоимости активов.

В качестве показателей для оценки платежеспособности государственных и негосударственных юридических лиц (кроме бюджетных, страховых организаций, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, ассоциаций и союзов, казенных предприятий), их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, индивидуальных предпринимателей, принявших решение о ведении бухгалтерского учета, используются следующие коэффициенты платежеспособности:

  • коэффициент текущей ликвидности, характеризующий общую обеспеченность субъекта хозяйствования собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств;
  • коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, характеризующий наличие у субъекта хозяйствования собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости;
  • коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами, характеризующий способность субъекта хозяйствования рассчитываться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.

Нормативные значения коэффициентов платежеспособности дифференцированы по видам экономической деятельности. Критерием признания субъекта хозяйствования платежеспособным является наличие коэффициента текущей ликвидности и (или) коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности, имеющих значения более приведенных в нормативных значениях коэффициентов или равные им. Критерием признания субъекта хозяйствования неплатежеспособным является наличие одновременно коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности, имеющих значения менее приведенных в нормативных значениях коэффициентов.

В соответствии с постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 02.12.2005 N 30 «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)» дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должников — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются хозяйственными судами по правилам, определенным Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее — ХПК), с учетом особенностей, предусмотренных Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», Указом N 508, другими законодательными актами об экономической несостоятельности (банкротстве).

Действие законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) распространяется на юридические лица, являющиеся коммерческой организацией, за исключением казенных предприятий, на юридические лица, действующие в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, а также на индивидуальных предпринимателей. При этом следует учитывать, что Указом N 508 введены некоторые ограничения в отношении определенных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Подпунктом 1.3 пункта 1 Указа N 508 установлено, что в отношении субъектов естественных монополий, юридических лиц, являющихся режимными и особо режимными объектами и (или) имеющих такие объекты, юридических лиц, имеющих объекты, находящиеся только в собственности государства, обеспечивающих поддержание необходимого уровня обороноспособности, функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности, законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве) не применяется.

Не применяется ликвидационное производство, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих обязательства на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и (или) обязанных совершить сделки, исполнение обязательств по которым обеспечено имуществом Республики Беларусь либо ее административно-территориальной единицы, в том числе обеспеченных гарантией Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь, а также иностранных и международных оборонных заказов, контрактов и внешнеэкономических сделок в иной форме, имеющих международный характер, выполнение которых должна обеспечить Республика Беларусь в соответствии с ее международными обязательствами.

Согласно ст. 24 Гражданского кодекса Республики Беларусь индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан экономически несостоятельным (банкротом) в судебном порядке.

С момента вступления в силу решения суда утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

При осуществлении процедуры признания экономически несостоятельным (банкротом) индивидуального предпринимателя его кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, также вправе предъявить свои требования. Требования указанных кредиторов, не заявленные ими в таком порядке, сохраняют силу после завершения процедуры банкротства индивидуального предпринимателя.

Требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание.

После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании предпринимателя банкротом.

Сохраняют силу требования граждан, перед которыми индивидуальный предприниматель, признанный банкротом либо объявивший им о своем банкротстве, несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также иные требования личного характера.

Законодательство многих государств регулирует отношения, связанные с банкротством граждан, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Это обусловлено тем, что Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает ответственность лиц, которые в силу актов законодательства или учредительных документов юридического лица выступают от его имени (п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Республики Беларусь), а также положения о субсидиарной ответственности учредителей (участников), руководителей юридического лица за доведение его до банкротства (п. 3 ст. 52 Гражданского кодекса Республики Беларусь), о субсидиарной ответственности участников полного товарищества (ст. 72 Гражданского кодекса Республики Беларусь), полных товарищей коммандитного товарищества. Реализация данных положений невозможна без признания граждан экономически несостоятельными, поскольку размер их имущественной ответственности может во много раз превышать стоимость имущества, что ввергает в пожизненную кабалу и создает проблемы для кредиторов.

В отношении ряда субъектов Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» устанавливает особые процедуры банкротства, а именно в отношении:

— градообразующих и приравненных к ним организаций (гл. 3 разд. 9);

— сельскохозяйственных организаций (гл. 4 разд. 9);

— крестьянских (фермерских) хозяйств (гл. 5 разд. 9);

— банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (гл. 6 разд. 9);

— страховых организаций (гл. 7 разд. 9);

— профессиональных участников рынка ценных бумаг (гл. 8 разд. 9);

— индивидуальных предпринимателей (разд. 10);

— ликвидируемых должников — юридических лиц (гл. 1 разд. 11);

— отсутствующих должников (гл. 2 разд. 11).

В производстве по делу о банкротстве от имени должника выступает управляющий. Основными задачами управляющего являются:

  • восстановление платежеспособности должника;
  • обеспечение максимально возможной защиты прав и законных интересов должника и его трудового коллектива (коллектива работников организации), а также кредиторов и иных лиц;
  • урегулирование взаимоотношений должника и кредиторов;
  • максимально возможное удовлетворение требований кредиторов в установленной очередности;
  • содействие производству по делу о банкротстве.

При невозможности или отсутствии оснований для продолжения деятельности должника основными задачами управляющего являются:

  • осуществление в установленном порядке ликвидации неплатежеспособного должника — юридического лица или прекращения деятельности должника — индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов;
  • продажа имущества должника;
  • соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

Управляющим может быть физическое лицо, имеющее высшее образование, преимущественно экономическое или юридическое, необходимый опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности и не имеющее судимости.

Управляющим может быть также юридическое лицо. К руководителю управляющего — юридического лица как к лицу, обладающему персональной ответственностью, применяются требования, установленные к управляющему — физическому лицу.

Управляющий осуществляет свои полномочия на основании лицензии управляющего.

До получения лицензии управляющего физическое лицо, претендующее на ее получение, должно пройти аттестацию на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему, и получить аттестат управляющего. Это требование распространяется также на руководителя юридического лица, претендующего на получение лицензии управляющего.

Управляющий должен пользоваться доверием хозяйственного суда, кредиторов и должника, исполнять свои обязанности разумно и добросовестно.

Управляющий не может быть заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов.

В зависимости от общего стажа трудовой деятельности претенденту выдается аттестат управляющего следующих категорий:

  • категории «А», если претендент имеет общий стаж работы не менее трех лет;
  • категории «В», если претендент имеет общий стаж работы не менее пяти лет, из них не менее трех лет должен составлять стаж работы в должности руководителя структурного подразделения, заместителя руководителя юридического лица, руководителя юридического лица и (или) управляющего;
  • категории «С», если претендент имеет общий стаж работы не менее семи лет, из них не менее пяти лет должен составлять стаж работы в должности заместителя руководителя юридического лица, руководителя юридического лица и (или) управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) с установлением хозяйственным судом защитного периода.

Аттестат управляющего категории «А» дает право аттестованному лицу на назначение управляющим в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, имеющего численность работников до ста человек.

Аттестат управляющего категории «В» — на назначение управляющим в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, имеющего численность работников до тысячи человек.

Аттестат управляющего категории «С» — на назначение управляющим в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника без ограничения численности работников.

Аттестат управляющего выдается сроком на три года. Срок действия аттестата управляющего по его окончании может продлеваться на три года по заявлению аттестованного лица.

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 27.02.2007 N 58 утверждена Инструкция о специальной аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к антикризисному управляющему при банкротстве банка и небанковской кредитно-финансовой организации. Аттестуемое лицо должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя либо быть руководителем юридического лица, являющегося коммерческой организацией.

Аттестация проводится специальной квалификационной комиссией Национального банка Республики Беларусь. Аттестат выдается сроком на пять лет. Срок действия аттестата исчисляется со дня принятия решения о признании аттестуемого лица аттестованным. Впоследствии срок действия аттестата может быть продлен на пять лет.

В деле о банкротстве участвуют конкурсные кредиторы — кредиторы по платежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также учредителей (участников) должника — юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия, или представитель работников должника — по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений. Должник обязан направить копию заявления о банкротстве кредиторам (ст. 23 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»). Кредитор вправе направить в суд отзыв (возражения) против указанных в нем обстоятельств, заявить отвод управляющему и предложить свою кандидатуру управляющего.

В течение двух месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства кредитор заявляет требования к должнику посредством почты или непосредственно в суд. Управляющий рассматривает предъявленные требования кредиторов не позднее семи дней после получения и вносит записи в реестр требований кредиторов. Конкурсный кредитор на собрании кредиторов обладает числом голосов, пропорциональным сумме его требований к должнику, включенных в реестр требований кредиторов. Согласно ст. 58 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» в состав комитета кредиторов могут быть включены представители конкурсных кредиторов в количестве не более семи человек. Кредитор контролирует деятельность управляющего по выявлению имущества должника и дебиторской задолженности, оспаривает сделки должника, заявляет сделки о привлечении к субсидиарной ответственности по его обязательствам, обеспечивает сохранность имущества и участвует в его реализации, контролирует расходы и заключение крупных сделок, соблюдение очередности погашения требований кредиторов и т.д. Кредитор вправе оспаривать сделки, заключенные управляющим с нарушением его прав, получать ежемесячные отчеты, ходатайствовать перед судом об освобождении управляющего от исполнения обязанностей (ст. 78 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»), требовать в судебном порядке возмещения ущерба, причиненного действиями управляющего.

Дела о банкротстве являются отдельной категорией дел неискового производства, а производство по таким делам является самостоятельным видом хозяйственного судопроизводства по рассмотрению заявлений о признании экономически несостоятельными (банкротами) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд.

В соответствии со ст. 5, 18, 19 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», ст. 47, 51, 265 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь рассмотрение дел о банкротстве осуществляется хозяйственными судами по месту нахождения должника независимо от того, кто является заявителем (резидент или нерезидент Республики Беларусь).

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, руководствуясь ст. 48 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, имеет право принять к своему производству любое дело о банкротстве, находящееся в производстве хозяйственного суда.

Правом на подачу в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор (в том числе представитель работников должника — по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений), прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, иные уполномоченные на то государственные органы, а также юридические и физические лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Правом на подачу в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей обладают должник, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, налоговые и иные уполномоченные органы.

Государственные организации вправе подать в хозяйственный суд заявление должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве) по согласованию с государственным органом, выступающим в соответствии с законодательством от имени собственника, в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы.

Должник обязан в срок, не превышающий десяти дней со дня подачи заявления должника или получения соответствующего извещения, оповестить свой трудовой коллектив (коллектив работников организации) о подаче в хозяйственный суд заявления должника или об извещении его хозяйственным судом о подаче заявления о банкротстве этого должника другими лицами.

Неподача должником заявления должника влечет субсидиарную ответственность виновных в этом лиц, полномочных принимать или принимающих решение о подаче заявления должника по платежным обязательствам и (или) обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, возникшим по истечении данного срока.

В случае банкротства должника по вине его учредителей (участников), собственника его имущества или иных лиц, в том числе руководителя должника, имеющих право давать обязательные для должника указания либо имеющих возможность иным образом определять его действия (преднамеренное банкротство), на таких лиц при недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам последнего.

Основные условия для подачи заявления кредитора определены в ст. 10 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», а также подп. 1.11 п. 1 Указа N 508:

  • наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;
  • применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;
  • наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере 100 базовых величин и более, а в случае, если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, организацией с долей государственной собственности в уставном фонде, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и международные заказы, — в размере 2500 базовых величин и более.

Отсутствие одного из указанных оснований влечет возвращение заявления кредитора. При этом за кредитором сохраняется право повторного обращения в хозяйственный суд с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) при возникновении соответствующих оснований.

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры: защитный период, мировое соглашение, конкурсное производство, иные процедуры в соответствии с законодательством. При банкротстве индивидуального предпринимателя отсутствует защитный период.

Конкурсное производство включает санацию и ликвидационное производство.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:

— должник — неплатежеспособный индивидуальный предприниматель или неплатежеспособное юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, либо некоммерческой организацией, действующей в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда;

— временный управляющий — физическое или юридическое лицо, назначаемое хозяйственным судом в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства, а также осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий временного управляющего в соответствии с Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»;

— антикризисный управляющий — физическое или юридическое лицо, назначаемое хозяйственным судом для проведения некоторых процедур банкротства и осуществления иных полномочий антикризисного управляющего в соответствии с Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»;

— конкурсные кредиторы;

— налоговые и иные уполномоченные органы;

— местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения должника — юридического лица;

— прокурор в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению и в иных случаях, предусмотренных законодательством;

— орган государственного управления по делам о банкротстве в случаях, предусмотренных Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»;

— иные лица в случаях, предусмотренных Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

В судебном процессе по делу о банкротстве участвуют следующие лица:

— представитель работников должника;

— участник (учредитель) должника — юридического лица, собственник имущества юридического лица — унитарного предприятия, их представители;

иные лица в случаях, предусмотренных Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь и Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

Производство по делу о банкротстве возбуждается хозяйственным судом на основании заявления о банкротстве должника.

В соответствии с Указом N 508 вопрос о принятии заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) решается хозяйственным судом не позднее 30 дней со дня поступления в этот суд такого заявления. Хозяйственный суд возвращает заявление о банкротстве должника и приложенные к нему документы, если они не соответствуют требованиям Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

С момента принятия заявления о банкротстве должника в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника хозяйственным судом устанавливается защитный период, продолжительность которого не может превышать трех месяцев, если иное не предусмотрено Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

При введении защитного периода в определении хозяйственного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве должника указывается о назначении временного управляющего, а также указывается дата рассмотрения хозяйственным судом заявления для решения вопроса о возбуждении в отношении должника конкурсного производства и подготовке дела к судебному разбирательству. В определении могут быть также указаны меры по обеспечению требований кредиторов.

Если при принятии заявления о банкротстве должника невозможно определить кандидатуру временного управляющего, хозяйственный суд выносит определение о назначении временного управляющего не позднее трех дней со дня принятия указанного заявления.

По окончании защитного периода хозяйственный суд рассматривает заявление (заявления) о банкротстве должника, а также отчет временного управляющего.

Хозяйственный суд возбуждает конкурсное производство:

  • если неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер;
  • при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник будет не в состоянии исполнить платежные обязательства и (или) произвести выплаты по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в установленный срок ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер (в предвидении банкротства).

Согласно ст. 1 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» конкурсное производство — процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения — в процессе ликвидации должника — юридического лица или прекращения деятельности должника — индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов.

По результатам рассмотрения заявления (заявлений) о банкротстве должника хозяйственный суд при наличии оснований выносит определение о возбуждении в отношении должника конкурсного производства и подготовке дела к судебному разбирательству, освобождает временного управляющего от обязанностей, если был введен защитный период, а также назначает управляющего либо прекращает производство по делу о банкротстве должника.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве хозяйственный суд принимает (выносит) один из следующих актов:

  • решение о банкротстве с санацией должника;
  • решение о банкротстве с ликвидацией должника;
  • определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Решение о банкротстве с санацией должника (далее — решение о санации) принимается хозяйственным судом при наличии оснований для проведения санации в соответствии с Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

Решение о банкротстве с ликвидацией должника — юридического лица, прекращением деятельности должника — индивидуального предпринимателя и освобождением его от долгов (далее — решение об открытии ликвидационного производства) принимается хозяйственным судом, если в соответствии с Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» установлена неплатежеспособность должника, имеющая или приобретающая устойчивый характер, при отсутствии оснований для проведения санации.

В решении хозяйственного суда об открытии ликвидационного производства в отношении должника — индивидуального предпринимателя указывается о признании утратившим силу решения о регистрации должника в качестве индивидуального предпринимателя.

Решения хозяйственного суда о санации и об открытии ликвидационного производства подлежат немедленному исполнению.

Если имеются доказательства, свидетельствующие о наличии у должника ликвидного имущества, достаточного для удовлетворения требований кредиторов, хозяйственный суд вправе по ходатайству должника или иных лиц, участвующих в деле, отложить рассмотрение дела о банкротстве, предложив должнику удовлетворить требования кредиторов в установленный хозяйственным судом срок, но не позднее сроков, предусмотренных для рассмотрения дела в заседании хозяйственного суда.

Общий срок конкурсного производства составляет при проведении ликвидационного производства шестнадцать месяцев, а при проведении санации — двадцать два месяца. Срок конкурсного производства может быть сокращен или продлен хозяйственным судом в соответствии с Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

К процедурам, предотвращающим ликвидацию имущества должника, относятся санация и мировое соглашение.

Согласно ст. 1 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» санация — процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки.

Решение хозяйственного суда о санации подлежит немедленному исполнению.

По окончании санации проценты, неустойка (штраф, пеня) и иные экономические (финансовые) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных обязательств, а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по платежным обязательствам, могут быть предъявлены к уплате в размерах, существовавших на дату открытия конкурсного производства, за вычетом сумм, уплаченных в процессе проведения санации, если иное не предусмотрено Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

Для восстановления платежеспособности должника могут приниматься следующие меры:

  • ликвидация дебиторской задолженности;
  • исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);
  • предоставление должнику финансовой помощи из специализированного фонда при органе государственного управления по делам о банкротстве;
  • перепрофилирование производства;
  • закрытие нерентабельных производств;
  • продажа части имущества должника;
  • уступка требования должника;
  • предоставление должнику в установленном порядке дотаций, субсидий, субвенций;
  • продажа предприятия должника (далее — предприятие);
  • применение иных способов.

В процессе санации управляющий ежеквартально представляет комитету кредиторов, а в случае его отсутствия — собранию кредиторов отчет о своей деятельности, включающий копию реестра требований кредиторов с указанием размера погашенных требований, информацию о финансовом состоянии и платежеспособности должника и информацию о его имуществе на дату введения санации и на дату соответствующего отчетного периода санации, а также по требованию собрания кредиторов или комитета кредиторов — иную необходимую информацию.

Управляющий обязан по требованию хозяйственного суда представлять в хозяйственный суд все сведения, касающиеся санации.

Управляющий обязан представить собранию кредиторов отчет управляющего по итогам санации не позднее пятнадцати дней до истечения установленного срока санации, а также при наличии оснований для ее досрочного прекращения.

Собрание кредиторов, созываемое не позднее десяти дней по истечении установленного срока санации или не позднее одного месяца после возникновения оснований для ее досрочного прекращения, рассматривает отчет управляющего по итогам санации.

Управляющий не позднее пятнадцати дней до истечения установленного срока санации обязан направить всем кредиторам уведомление о проведении собрания кредиторов.

Рассмотренный на собрании кредиторов отчет управляющего по итогам санации и протокол этого собрания направляются в хозяйственный суд не позднее пяти дней после проведения собрания.

К отчету управляющего по итогам санации должны быть приложены реестр требований кредиторов и имеющиеся жалобы кредиторов, голосовавших против решения, принятого собранием кредиторов, или не принимавших участия в голосовании.

Отчет управляющего по итогам санации и жалобы кредиторов рассматриваются в заседании хозяйственного суда.

По результатам рассмотрения отчета управляющего по итогам санации и жалоб кредиторов хозяйственный суд выносит определение об (о):

  • утверждении отчета управляющего по итогам санации;
  • отказе в утверждении отчета управляющего по итогам санации;
  • продлении срока санации;
  • утверждении мирового соглашения.

Утверждение хозяйственным судом отчета управляющего по итогам санации является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

При наличии соответствующего ходатайства, заявленного собранием кредиторов, хозяйственный суд вправе установить срок окончания расчетов с кредиторами. В этом случае хозяйственный суд при вынесении определения об утверждении отчета управляющего по итогам санации устанавливает срок окончания расчетов с кредиторами, который не может превышать двенадцати месяцев с даты вынесения указанного определения.

Если расчеты с кредиторами произведены в установленный хозяйственным судом срок или до его истечения, производство по делу о банкротстве прекращается после окончания расчетов с кредиторами.

Если в установленный хозяйственным судом срок не произведены расчеты с кредиторами, хозяйственный суд принимает решение об открытии ликвидационного производства.

Согласно ст. 1 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» мировое соглашение в производстве по делу о банкротстве — процедура банкротства в виде соглашения между должником (лицами, в установленном порядке выступающими от его имени) и конкурсными кредиторами об уплате долгов, в котором предусматриваются освобождение должника от долгов, или уменьшение долгов, или рассрочка их уплаты, а также срок уплаты долгов и т.п.

Мировое соглашение может быть заключено с момента возбуждения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве на любой его стадии после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов. Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается должником — индивидуальным предпринимателем, руководителем должника или управляющим (временным управляющим).

Допускается участие в мировом соглашении третьих лиц, принимающих на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением.

Мировое соглашение подлежит утверждению хозяйственным судом. В случае его утверждения хозяйственный суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве, в котором указывает об утверждении им мирового соглашения.

Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения хозяйственным судом и является обязательным для должника, конкурсных кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении. При этом хозяйственный суд прекращает производство по делу о банкротстве.

Односторонний отказ от выполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.

Мировое соглашение заключается в письменной форме.

Управляющий в течение пяти дней со дня принятия решения о заключении мирового соглашения должен подать в хозяйственный суд заявление об утверждении мирового соглашения.

Хозяйственный суд извещает заинтересованные стороны о дате рассмотрения заявления об утверждении мирового соглашения. Неявка извещенных лиц не препятствует рассмотрению дела о банкротстве.

Утверждение хозяйственным судом мирового соглашения в процессе защитного периода либо конкурсного производства является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

С момента утверждения хозяйственным судом мирового соглашения должник — индивидуальный предприниматель, руководитель должника или управляющий (временный управляющий) приступают к погашению задолженности перед кредиторами в соответствии с условиями мирового соглашения.

В случае вынесения хозяйственным судом определения об отказе в утверждении мирового соглашения мировое соглашение считается незаключенным.

Вынесение хозяйственным судом определения об отказе в утверждении мирового соглашения не препятствует заключению нового мирового соглашения.

Мировое соглашение может быть признано хозяйственным судом на основании заявления должника, кредитора, уполномоченного органа и (или) протеста прокурора недействительным, если:

  • мировое соглашение содержит условия, предусматривающие для отдельных кредиторов преимущества или ущемление прав и законных интересов других кредиторов;
  • выполнение мирового соглашения может вновь привести должника к банкротству;
  • мировое соглашение содержит основания, предусмотренные законодательством для недействительности сделок, в том числе если заключенное мировое соглашение ничтожно как противоречащее интересам государства.

Недействительность мирового соглашения является основанием для возобновления производства по делу о банкротстве. При этом хозяйственный суд выносит определение о возобновлении производства по делу о банкротстве.

Расторжение мирового соглашения, утвержденного хозяйственным судом, по соглашению между отдельными кредиторами и должником не допускается.

Расторжение мирового соглашения по решению хозяйственного суда в отношении отдельного кредитора не влечет расторжения мирового соглашения в отношении остальных кредиторов.

Мировое соглашение может быть расторгнуто по решению хозяйственного суда в случае неисполнения должником условий мирового соглашения в отношении не менее одной трети требований кредиторов. В этом случае применяются положения о недействительности мирового соглашения.

Кредиторы, в отношении которых заключено мировое соглашение, в случае невыполнения должником условий мирового соглашения вправе предъявить свои требования в объеме, предусмотренном мировым соглашением.

В случае повторного возбуждения производства по делу о банкротстве объем требований кредиторов, в отношении которых заключено мировое соглашение, определяется с учетом условий, предусмотренных мировым соглашением.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *