0

Правовое регулирование инвестиционной деятельности и иностранных инвестиций

Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности. Субъекты и объекты ин­вестиционной деятельности. Формы инвестиционной деятельности: участие в ком­мерческой организации, инвестирование в недвижимость, ценные бумаги, интеллек­туальную собственность, иное имущество. Виды инвестиций.

Государственно регулирование и государственная поддержка инвестиционной деятельности. Понятие, формы и методы государственного регулирования и госу­дарственной поддержки инвестиционной деятельности. Гарантии прав инвесторов и защита инвестиций. Источники и виды государственной поддержки инвестиционной деятельности. Государственная комплексная экспертиза инвестиционных проектов. Понятие, порядок проведения экспертизы. Централизованные инвестиционные ре­сурсы.

Инвестиционный договор: понятие, стороны, условия, порядок заключения, стабильность условий. Концессия и концессионный договор: понятие, объекты, стороны, виды, порядок заключения, условия и порядок исполнения.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями. Понятие и виды организаций с иностранными инвестициями. Ограничение деятельности иностран­ных инвесторов на территории Беларуси. Понятие и содержание правового режима иностранных инвестиций. Особенности создания и деятельности коммерческих ор­ганизаций с иностранными инвестициями. Коммерческие иностранные и совместные организации. Дочерние и зависимые общества, филиалы и представительства коммерческих организаций с иностранными инвестициями, их статус. Порядок создания и формирования уставного фонда коммерческих организаций с иностранными инве­стициями.

Особенности направления инвестиций на территорию иностранных госу­дарств. Формы инвестиционной деятельности резидентов Беларуси за рубежом. Учет и контроль инвестиций, направляемых на территорию иностранных государств.

 

Инвестиции представляют собой особый объект имущественных прав, по поводу которых возникают соответствующие правоотношения, именуемые инвестиционными, являющиеся в большей своей массе, по своей сути хозяйственно-правовыми.

Инвестиции как правовое отношение представляют собой передачу имущества одним лицом — инвестором другому лицу — реципиенту для целей извлечения прибыли.

Понятие «инвестиции» закреплено в ст. 1 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которой под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Республикой Беларусь подписаны двусторонние договоры (соглашения) о содействии и осуществлении (поощрении) и взаимной защите инвестиций, а также заключены межправительственные соглашения по данному вопросу. Если международным договором Республики Беларусь, вступившим в силу, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены Инвестиционным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора.

Под инвестиционной деятельностью понимаются действия инвестора по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах:

— создание юридического лица;

— приобретение имущества или имущественных прав, а именно: доли в уставном фонде юридического лица, включая случаи увеличения уставного фонда юридического лица; недвижимости; ценных бумаг; прав на объекты интеллектуальной собственности; концессий; оборудования; других основных средств.

Все инвестиции подразделяют на две основные группы: производственные (реальные) и финансовые (портфельные) инвестиции. Реальные инвестиции — это долгосрочные вложения средств (капитала) непосредственно в средства производства в рамках долгосрочного проекта, ведущие к приобретению реальных активов. Реальные инвестиции иногда называют прямыми, так как они непосредственно участвуют в производственном процессе (например, строительство здания, приобретение оборудования). Портфельные инвестиции — это вложения денежных средств на фондовом рынке в ценные бумаги с целью формирования оптимального инвестиционного портфеля.

Различают также краткосрочные (это вложения в финансовые инструменты со сроком менее одного года) и долгосрочные (это вложения в проекты со сроком более одного года или бессрочные) инвестиции, высокорискованные (спекулятивные вложения, не гарантирующие получение определенного дохода) и малорискованные (считаются безопасными с точки зрения получения определенного дохода) инвестиции.

Источниками инвестиций, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь, могут являться:

  • собственные средства инвесторов, включая амортизационные фонды, прибыль, оставшаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в том числе средства, полученные от продажи долей в уставном фонде юридического лица;
  • заемные и привлеченные средства, включая кредиты банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, займы учредителей (участников) и других юридических и физических лиц, облигационные займы.

Самым важным элементом инвестиционного климата в любой стране является реальное обеспечение государством законодательно гарантированных прав инвесторов и стабильности правового регулирования. Наибольшую значимость для инвесторов представляют следующие правовые средства: верховенство закона (регулирование инвестиционных отношений законом); защита законных прав инвесторов независимым судом; неприкосновенная частная собственность на земельные участки; ограничение в законе масштабов публичного хозяйства; создание условий для свободной справедливой неискаженной конкуренции; исключение инфляции; дебюрократизация и снижение уровня коррупции.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает:

1) прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем:

  • принятия государственных инвестиционных программ и финансирования их за счет средств республиканского бюджета;
  • предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности;
  • предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов;
  • проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов;
  • предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам;

2) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:

  • оказания инвесторам государственной поддержки;
  • защиты интересов инвесторов;
  • создания на территории Республики Беларусь свободных экономических зон;
  • определения условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;
  • принятия антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции;
  • определения условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;
  • содействия развитию рынка ценных бумаг;
  • проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики.

Государство гарантирует защиту инвестиций в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией.

Национализация — это огосударствление, т.е. изъятие имущества, принадлежащего инвестору, и передача его государству. Решение о национализации принимается законодательным органом. Под мерами, аналогичными национализации по своим последствиям, следует понимать не только изъятие, но и любое ограничение в отношении имущественной ценности или права на капиталовложение в общественных интересах.

Реквизиция — это изъятие имущества у собственника в государственных или общественных интересах с выплатой собственнику стоимости имущества. Реквизиция может носить временный характер. Она проводится при стихийных бедствиях, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и при иных обстоятельствах чрезвычайного характера по решению государственных органов. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, инвестор вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества. При этом он обязан возвратить полученную им сумму компенсации с учетом потерь снижения стоимости имущества.

Компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества должна быть равной рыночной стоимости этого имущества; кроме того, компенсация должна включать процент, исчисленный согласно официальному курсу белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте за период с даты фактической национализации или реквизиции либо их публичного объявления до даты фактической выплаты компенсации. Указанный процент не должен быть ниже, чем соответствующий процент, установленный на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR).

Компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества национальному инвестору выплачивается в официальной денежной единице Республики Беларусь, иностранному инвестору — в валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции.

Размер компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества может быть обжалован инвестором в суд.

Иная правовая природа у конфискации. Законодательство рассматривает ее как санкцию за совершение правонарушения. Имущество при конфискации в предусмотренных законодательством случаях безвозмездно изымается по решению суда или другого государственного органа. Конфискация может применяться как мера административной либо гражданско-правовой ответственности.

Положения о гарантиях от национализации и иных принудительных мер содержатся во всех двусторонних соглашениях о защите инвестиций.

Важнейшими направлениями государственной инвестиционной деятельности предусмотрены:

  • адресная поддержка стратегически значимых, конкурентоспособных секторов экономики, а также высокотехнологичных инвестиционных программ и проектов в экспортоориентированных и импортозамещающих отраслях (в том числе совместных проектов в рамках создания Союзного государства);
  • развитие технологической базы науки, опытных производств;
  • модернизация и развитие стратегически важных для страны объектов производственной и социальной инфраструктуры;
  • осуществление природоохранных мероприятий и создание условий безопасной жизнедеятельности.

Под субъектами инвестиционной деятельности понимаются активно действующие лица, а под объектами — то, на что направлена деятельность субъектов. Субъекты инвестиционной деятельности могут выступать в качестве инвесторов, субинвесторов либо участников инвестиционной деятельности. Инвесторы принимают решения по инвестированию средств и осуществляют эти действия.

Под инвестором понимается лицо (юридические и физические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов), осуществляющее инвестиционную деятельность.

Инвестор имеет права, несет обязанности и риски, связанные с вложением инвестиций.

Инвесторы в целях определения особенностей регулирования их деятельности рассматриваются как национальные либо иностранные инвесторы.

Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются:

  • иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;
  • международные организации;
  • иностранные юридические лица;
  • иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;
  • иностранные граждане;
  • физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.

Различают частных и институциональных инвесторов. Частные инвесторы самостоятельно осуществляют разовые капиталовложения (заказчики, вкладчики). Институциональные инвесторы имеют в качестве основной цели своей деятельности управление привлеченными инвестиционными ресурсами (банки, инвестиционные и пенсионные фонды, страховые организации). Осуществление деятельности институционального инвестора без получения специального разрешения (лицензии) запрещается.

Субинвесторами являются юридические и физические лица, осуществляющие организацию и управление инвестиционной деятельностью на всех ее этапах по договору с инвестором и действующие от его имени. Субинвесторы в пределах предоставленных им прав заключают односторонние и многосторонние договоры с участниками инвестиционного проекта, контролируют их исполнение, принимают выполненные работы и оказанные услуги, производят их оплату, взыскивают санкции и несут ответственность по своим обязательствам в отношении инвесторов и других участников инвестиционной деятельности.

Участники инвестиционной деятельности — это субъекты, получившие право на участие в этой деятельности в качестве исполнителей заказов или поручений инвестора.

Государство гарантирует инвестору:

  • право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом, и защищает эти права;
  • равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности, а также равную, без всякой дискриминации, защиту прав и законных интересов инвесторов;
  • стабильность прав инвестора по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению.

Инвестор вправе самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности; самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности, в том числе осуществлять реинвестирование на территории Республики Беларусь.

Под реинвестированием понимается вложение инвестором в объекты инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь прибыли (дохода), уже полученной им в результате такой деятельности.

Иностранному инвестору гарантируется после уплаты им налогов и других обязательных платежей, установленных законодательными актами Республики Беларусь, беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли (дохода), полученной на территории Республики Беларусь в результате осуществления инвестиционной деятельности, а также выручки от полной или частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной деятельности.

Объектами инвестиционной деятельности являются:

  • недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;
  • ценные бумаги;
  • интеллектуальная собственность.

Законодательными актами Республики Беларусь определяются объекты, находящиеся только в собственности Республики Беларусь, что не исключает инвестиционной деятельности в отношении этих объектов.

Законодательными актами Республики Беларусь устанавливается перечень объектов, в отношении которых запрещено осуществление инвестиционной деятельности всем инвесторам, за исключением Республики Беларусь.

Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечают требованиям экологических, санитарно-гигиенических норм, установленных законодательством, или наносят ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, организаций или государства.

Инвестор может осуществлять капиталовложения самостоятельно, однако в абсолютном большинстве случаев в разработке и реализации конкретного инвестиционного проекта задействуются многочисленные субъекты: консультанты по инвестициям, субинвесторы, подрядчики, профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, консультанты, инвестиционные фонды) и т.д. В связи с этим государственное регулирование инвестиционной деятельности в значительной мере посвящено вопросам обеспечения рационального взаимодействия ее участников и защиты прав инвесторов. Основным правовым документом, регулирующим отношения между субъектами инвестиционной деятельности, наряду с нормативными актами является договор или контракт, заключаемый на принципах добровольности и равноправия сторон.

В общей системе общегражданских и хозяйственных договоров инвестиционные договоры обособляются на основе их целевого назначения. Они опосредуют коммерческие отношения, носящие длительный характер и предполагающие достижение положительного результата в будущем. Инвестиционные договоры подразделяются на две группы. Первая группа договоров опосредует портфельные инвестиции, в рамках которых инвесторы передают свои средства во владение, пользование и распоряжение иным лицам. Соответствующий договор можно определить как соглашение, по которому одна сторона (инвестор) обязуется передать, а другая сторона (реципиент) обязуется принять для использования в собственной хозяйственной деятельности инвестиционное имущество с выплатой инвестору части прибыли, получаемой от использования этого имущества, либо с предоставлением иных выгод (например, приобретение ценных бумах, передача инвестиционного имущества в доверительное управление институциональному инвестору или инвестиционному посреднику). Инвестиционный договор обеспечивает достижение основной цели — финансирование предпринимательской деятельности путем установления долгосрочных отношений и устойчивых, сбалансированных хозяйственных связей. Вторую группу составляют договоры, опосредующие производственные (реальные) инвестиции. Это договоры подряда, в которых инвестор предстает в качестве заказчика, а вторая сторона по договору (подрядчик) обязуется в установленные сроки выполнить для заказчика определенную в договоре работу, применяя собственные материалы или материалы заказчика, а заказчик обязуется создать подрядчику надлежащие условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить согласованную цену (например, подряд на капитальное строительство; на производство проектных и изыскательских работ; на выполнение научных, опытно-конструкторских работ).

В зависимости от субъектного состава различаются инвестиционные договоры с участием Республики Беларусь, административно-территориальных единиц, резидентов и нерезидентов.

Особенности осуществления инвестиционной деятельности на основе концессий в Республике Беларусь закреплены в третьем разделе Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, где предусматривается возможность заключения трех видов концессионных договоров.

По полному концессионному договору инвестор получает право собственности на произведенную им продукцию и полученные доходы с учетом уплаты всех установленных законодательством налогов и других обязательных платежей, среди которых особо выделены платежи за право пользования объектом концессии (роялти). Предусматривается возможность включения в договор при необходимости положения, обязывающего концессионера реализовать на внутреннем рынке Республики Беларусь часть произведенной продукции на условиях, определенных договором (ст. 54 и 68 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь).

В соответствии с концессионным договором о разделе продукции произведенная при его исполнении продукция делится между концессионером и Республикой Беларусь. В связи с передачей государству права собственности на часть произведенной продукции концессионер полностью или частично освобождается от уплаты налогов и других обязательных платежей (ст. 55 и 69 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь).

В силу концессионного договора об оказании услуг (выполнении работ) право собственности на произведенную в соответствии с договором продукцию передается Республике Беларусь, а концессионеру выплачивается вознаграждение, которое может быть выражено в денежной форме или в виде части произведенной по договору продукции. В случае заключения договора с риском вознаграждение концессионеру выплачивается лишь при условии достижения концессионером предусмотренного в договоре результата. Если договор был заключен без риска, вознаграждение концессионеру выплачивается за оказанные им услуги (выполненные работы) вне зависимости от достигнутого результата (ст. 56 и 70 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь).

Как правило, концессионные договоры заключаются посредством проведения конкурсов или аукционов. Заключение договора без конкурса (аукциона) допускается лишь в случаях, когда поступила единственная заявка, или по решению Президента Республики Беларусь, когда в целях государственной безопасности или интересов обороны требуется заключение договора путем прямых переговоров с определенным инвестором.

Для заключения концессионного договора инвестор, выигравший торги, представляет в концессионный орган проект концессионного договора.

Для заключения концессионного договора без проведения торгов инвестор, претендующий на заключение концессионного договора, или уполномоченное им в установленном порядке лицо обращается в концессионный орган с заявлением, к которому прилагаются следующие документы:

  • копия свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — резидентов Республики Беларусь), легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения (датированная не позднее одного года до подачи заявления) или иное эквивалентное доказательство юридического статуса инвестора в соответствии с законодательством страны его учреждения (для юридических лиц — нерезидентов Республики Беларусь);
  • копия документа, удостоверяющего личность инвестора (для физических лиц — резидентов Республики Беларусь), копия документа, удостоверяющего личность инвестора, с переводом на русский язык и документ, подлинность подписи переводчика на котором засвидетельствована нотариально (для физических лиц — нерезидентов Республики Беларусь);
  • копия документа, подтверждающего полномочия лица (лиц), подписавшего проект концессионного договора, на его подписание (для юридических лиц);
  • краткое финансово-экономическое обоснование инвестиционного проекта, подготовленное в произвольной форме и содержащее указание объемов и источников инвестиций, срока реализации инвестиционного проекта, ожидаемого социально-экономического эффекта, а также иную информацию, характеризующую инвестиционный проект;
  • проект концессионного договора.

Представляемый проект концессионного договора должен базироваться на основных условиях концессионного договора, установленных инвестиционным законодательством, а также на проекте основных условий концессионного договора, утвержденном в установленном порядке, и на концессионных предложениях, определяемых в соответствии с законодательством. Проект концессионного договора с прилагаемыми к нему материалами рассматривается концессионным органом с участием его экономической и юридической служб.

Инвестиционный кодекс Республики Беларусь предусматривает две группы обязательных положений, подлежащих включению в концессионные договоры:

1) общие условия, относящиеся ко всем концессионным договорам;

2) специальные условия, которые относятся к какой-либо из трех разновидностей концессионных договоров.

В соответствии со ст. 67 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь каждый концессионный договор в качестве обязательных условий должен включать в себя указание на: срок действия договора; виды деятельности или описание имущества, являющегося объектом концессии; права сторон по принятию решений, связанных с выполнением договора; обязательства концессионного органа по выдаче концессионеру необходимых разрешительных документов; право собственности на произведенную продукцию и полученную прибыль; территорию осуществления деятельности, а также программу и график работ; порядок проверки деятельности концессионера; ответственность сторон; порядок и орган разрешения споров.

Помимо названных обязательных условий в концессионный договор могут быть включены факультативные условия, предусматривающие обязательства концессионера по финансированию объектов, использованию новых и высоких технологий, взаимные обязательства сторон по развитию инфраструктуры региона, право вывоза произведенной продукции из Республики Беларусь, обязательства концессионера использовать в своей деятельности белорусские товары, нанимать и обучать работников из числа белорусских граждан, порядок изменения концессионного договора и т.п.

Кроме названных выше обязательных и факультативных общих условий конкретные разновидности концессионных договоров включают специальные положения.

Так, полный концессионный договор обязательно должен включать в себя условие, определяющее порядок платежей за право пользования объектом концессии, и, при необходимости, может быть дополнен обязательством концессионера реализовывать на внутреннем рынке части произведенной в рамках договора продукции.

Концессионный договор о разделе продукции должен содержать положения, закрепляющие порядок определения общего объема произведенной продукции; части продукции, сохраняемой в собственности концессионера в качестве компенсации за внесенные инвестиции; порядок раздела между сторонами произведенной продукции, а также процедуру передачи в распоряжение концессионного органа продукции, относящейся к государственной собственности.

В концессионный договор об оказании услуг (выполнении работ) обязательно включаются положения, определяющие размер и порядок выплаты вознаграждения концессионеру в соответствии с условиями договора; процедуру передачи концессионному органу либо лицу, определенному этим органом, продукции, полученной в соответствии с условиями договора.

Условия сохраняют силу в течение всего срока действия договора и могут быть изменены только с взаимного согласия сторон, если иное не предусмотрено концессионным договором (ст. 76 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь). Статьей 72 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь определен предельный срок концессии — до 99 лет. При этом концессионер, добросовестно выполнивший основные условия договора, пользуется преимущественным правом на его перезаключение.

Вид концессионного договора определяется Президентом Республики Беларусь при принятии решения о необходимости концессии в отношении участков недр.

В настоящее время деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями на территории Республики Беларусь посвящен раздел 4 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь. На иностранных инвесторов распространяется общее законодательство о предпринимательской деятельности, за изъятиями, установленными в специальных нормативных актах (Гражданский кодекс Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь и т.д.).

Возникает вопрос о том, нужно ли специальное законодательство об иностранных инвестициях, если все субъекты хозяйствования должны действовать в равных условиях национального правового режима (ст. 13 Конституции Республики Беларусь). Суть последнего состоит в том, что правовой режим иностранных инвестиций не может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности субъектов страны-реципиента. В наиболее экономически развитых странах специального законодательства нет. В них к деятельности иностранных инвесторов применяются общие нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность. По общему правилу предоставления особых гарантий иностранным инвесторам не требуется.

Иностранные инвестиции оказывают двойственное воздействие на социально-экономическое развитие страны-реципиента. С одной стороны, они стимулируют развитие отдельных отраслей и производств, привнося новые технологии, управленческий и организационный опыт, с другой — часто порождают острые хозяйственные диспропорции, социальные конфликты, препятствуя развитию местного предпринимательства, создавая предпосылки для сохранения и углубления в будущем иностранного инвестирования и для появления социально-экономической отсталости и зависимости. В связи с этим первоочередной задачей государственных органов является совершенствование инвестиционной политики. Она должна быть направлена на привлечение иностранных инвестиций в экономику Беларуси и предусматривать одновременно меры по предотвращению их негативного влияния.

Наиболее характерными формами недобросовестности зарубежных инвесторов в странах с переходной экономикой, в частности в Беларуси, могут быть обозначены следующие: размещение на территории Беларуси экологически опасных производств и складирование здесь опасных отходов; свертывание местного производства, чтобы обеспечить доминирование на соответствующем рынке зарубежных предприятий; превращение белорусских предприятий в зависимые технологические придатки зарубежных компаний, не способные к самостоятельному развитию; извлечение иностранным инвестором максимальной прибыли с предприятия любой ценой в кратчайший срок за счет предельной эксплуатации оборудования и интенсификации труда, увольнения части наемных работников и т.п. Зачастую инвестор покупает предприятие с целью дальнейшей спекулятивной перепродажи. Все это требует осуществления компетентного контроля за деятельностью иностранных инвесторов.

Иностранные инвесторы вправе создавать юридические лица с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, а также открывать их филиалы и представительства. Однако статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями приобретают только те из них, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20000 долларов США.

В целях определения особенностей регистрации все коммерческие организации с иностранными инвестициями подразделяются на коммерческие совместные (юридическое лицо, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли резидента Республики Беларусь) и коммерческие иностранные организации (в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют 100 процентов).

Трудовые отношения в коммерческих организациях с иностранными инвестициями регулируются коллективным договором и трудовыми контрактами, которые не могут ухудшать положение работников в сравнении с условиями, предусмотренными законодательством Республики Беларусь. Социальное страхование работников коммерческих организаций с иностранными инвестициями и их социальное обеспечение (за исключением пенсионного обеспечения иностранных работников) также регулируются законодательными актами Республики Беларусь.

Иностранные инвесторы могут вкладывать средства в кредитно-финансовые учреждения, имеют право приобретать ценные бумаги и участвовать в деятельности бирж, они являются субъектами приватизации. Организациям с иностранными инвестициями могут передаваться в собственность земельные участки как при приватизации объектов государственной собственности, так и при осуществлении инвестиционных проектов по решению Президента Республики Беларусь.

Общепризнанными элементами благоприятного правового режима являются гарантии от принудительных отчуждений, перевода доходов и средств при прекращении инвестиционной деятельности, компенсаций при национализации и реквизиции и т.п.

Юридические и физические лица Республики Беларусь имеют право осуществлять инвестиционную деятельность за пределами Республики Беларусь.

Инвестиционная деятельность юридических и физических лиц Республики Беларусь при направлении ими инвестиций на территорию иностранных государств может осуществляться в следующих формах:

  • создание юридических лиц, в том числе банков и небанковских кредитно-финансовых организаций с участием инвестиций юридических и физических лиц Республики Беларусь, а также филиалов (представительств) банков Республики Беларусь;
  • приобретение имущества или имущественных прав, а именно: недвижимости; доли в уставном фонде юридических лиц иностранных государств; ценных бумаг;
  • в любых других формах, не противоречащих законодательству иностранных государств и соответствующих международным договорам Республики Беларусь.

Учет и контроль за инвестициями, направляемыми юридическими лицами Республики Беларусь и индивидуальными предпринимателями на территорию иностранных государств, включая приобретение недвижимости и ценных бумаг, вложение в уставные фонды иностранных юридических лиц, осуществляются Национальным банком Республики Беларусь.

Вложение в уставные фонды юридических лиц на территории иностранных государств имущества Республики Беларусь осуществляется с согласия собственника или уполномоченных им республиканских органов государственного управления (государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь) и только после экспертизы достоверности оценки стоимости неденежного вклада, проводящейся в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *