Правовое регулирование конкуренции и антимонопольной деятельности
0

Правовое регулирование конкуренции и антимонопольной деятельности

Понятие и особенности конкурентных и монопольных правоотношений. Осо­бенности правового регулирования конкуренции и монополистической деятельности. Обзор законодательства о конкуренции и монополистической деятельности.

Понятие конкуренции и конкурента. Виды и формы конкуренции. Понятие ог­раничения конкуренции. Понятие действий и соглашений, ведущих к ограничению конкуренции.

Понятие монополии и монополистической деятельности. Виды монополий: го­сударственная, естественная, чрезвычайная, правомерная.

Понятие антимонопольной деятельности и антимонопольных органов, их пол­номочия и функции. Система предупреждения, ограничения и пресечения монопо­листической деятельности.

Недобросовестная конкуренция: понятие и формы. Защита от недобросовестной конкуренции.

 

Рынок — это место, где встречаются предложение и спрос. Он ограничен пространством и временем, а также видом товара.

Выделяют 4 типа рынков: рынок чистой конкуренции; рынок монополистической конкуренции; олигополистический рынок; рынок чистой монополии.

Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего по потребительским свойствам товарного продукта. При этом ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товара, отличающиеся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением.

Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Если какое-то предприятие снизит свои цены на 10 процентов, покупатели переключатся на этого поставщика, а другим производителям придется реагировать либо снижением цен, либо предложением большего числа или объема услуг. Если же предприятие повысит цены, то другие производители могут не последовать его примеру. И тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей потребителей в пользу конкурентов.

При чистой монополии на рынке всего один продавец.

Монопсония — рынок с доминирующим покупателем. В соответствии с Инструкцией по выявлению монопольных цен, утвержденной постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 N 10, монопсонически низкой ценой признается цена, устанавливаемая субъектом хозяйствования, доминирующим на рынке данного товара (группы товаров) в качестве покупателя, в целях получения монопольно высокой прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца (поставщика).

Конкуренция — это доминирующий в рыночной экономике процесс решения следующих проблем: что должно производиться (определение структуры производства); как должно производиться (выбор процесса); где и для кого должно производиться. Конкуренция — это динамический процесс, ведущий к совершенствованию характера рынка, в рамках которого предприниматель предлагает лучший продукт для достижения своих целей. Отсюда конкуренты должны реагировать на угрозу и улучшать свой продукт, чтобы преодолеть отрицательные черты конкуренции. Средства, которые применяют предприниматели для укрепления своих рыночных позиций, разнообразны: цены, качество, сервис, срок поставки, обширность ассортимента. Предприниматели, которые создают новые рынки через введение инноваций, именуются пионерами. Благодаря монопольному скачку пионеры могут в какой-то период иметь легитимное монопольное положение и получать монопольную ренту. Однако здоровая конкуренция характеризуется тем, что это монопольное положение пионера теряется, потому что его существование вызывает интерес других и на пионера оказывается конкурентное давление. Все предлагают новый, лучший продукт, и вследствие конкуренции выигрывает продавец. Растущий спрос при неизменном предложении ведет к росту цен; отсюда возникает реакция на новую ситуацию, состоящая в стремлении повысить предложение до тех пор, пока спрос и предложение не уравновесятся (рыночное равновесие).

Конкуренция существует в рыночной экономике как ее естественное свойство, но она также стимулируется, насаждается извне, через антимонопольное регулирование, т.е. целенаправленную государственную деятельность в соответствии с законодательством с целью защиты добросовестной конкуренции. Законодательство включает нормативное и организационное регулирование на принципах свободы экономической деятельности; свободного перемещения товаров и денег, поддержки конкуренции и ограничения монополий, в том числе естественных. Конкуренция — состязательность, соревнование субъектов хозяйствования через улучшение качества товаров, обновление и расширение товарного ассортимента, предоставление покупателю (пользователю) комплексных услуг (доставка, обслуживание, ремонт и т.д.), совершенствование системы сбыта и т.п.

В ст. 9 Гражданского кодекса Республики Беларусь установлено общее правило о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления своим доминирующим положением на рынке.

Согласно ст. 1 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»:

  • монополистическая деятельность — противоречащие Закону «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей;
  • государственная монополия — система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности (в том числе предпринимательскую) имеет государство в лице определенных государственных органов или иных специально уполномоченных субъектов права;
  • естественная монополия — система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары;
  • чрезвычайная монополия — система общественных отношений на товарном рынке, санкционированная государством на определенный период, при которой конкуренция отсутствует или ограничена;
  • правомерная монополия — государственная, естественная или чрезвычайная монополии.

Анализ конкурентного законодательства позволяет выделить в качестве его предмета регулирования:

— отношения, возникающие в связи с монополистической деятельностью;

— отношения, возникающие в связи с недобросовестной конкуренцией;

— отношения, возникающие в связи с неблагоприятным воздействием иностранной конкуренции;

— отношения, возникающие в связи с деятельностью правомерных монополий.

Конкурентное право включает положения о запрете картелей и злоупотребления доминирующим положением, о слиянии предприятий, а также о государственной помощи (субсидиях) предпринимателям.

Приоритетным методом регулирования для конкурентного права выступает диспозитивный. Хозяйствующие субъекты самостоятельно решают вопросы конкурентной политики. Метод субординации (императивного воздействия) применяется при властном антимонопольном регулировании предпринимательской деятельности (например, выдача предпринимателю предписания антимонопольного органа, привлечение к ответственности).

Различают общие и специальные принципы конкурентного права.

Принцип свободы экономической деятельности включает:

  • возможность для субъекта начинать, вести и прекращать ее в любой не запрещенной законом области и форме;
  • защиту от необоснованного вмешательства со стороны других субъектов, в том числе государственных органов;
  • право на судебную защиту.

Принцип государственного регулирования конкурентных отношений.

Принцип законности.

Специальные принципы:

  • принцип поддержки добросовестной конкуренции (гарантируются конкурентные основы рынка, пресекаются противоправные монополистические проявления, стимулируется численный рост производителей и потребителей);
  • пресечение деятельности, направленной на монополизацию рынков и недобросовестную конкуренцию;
  • специальное регулирование деятельности естественных и государственных монополий;
  • принцип единого экономического пространства и запрета искусственных барьеров на пути движения товаров, капиталов;
  • принцип сочетания публичных и частных интересов;
  • сочетание предварительного и последующего контроля.

Антимонопольное регулирование направлено не против монополий, а против монополистической деятельности, основными видами которой являются:

— злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке;

— соглашения и действия, ведущие к ограничению конкуренции;

— соглашения и акты государственных органов, ограничивающие конкуренцию.

Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.

Доминирующее положение на товарном рынке — исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:

1) доля которого на рынке определенного товара превышает предельную величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления, за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии;

2) доля которого на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, если уполномоченным республиканским органом государственного управления, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке относительно размера принадлежащих конкурирующим хозяйствующим субъектам долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок, будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим.

Согласно ст. 5 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» запрещается и признается в установленном порядке неправомерной деятельность (действия или бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, в том числе совместно с другими хозяйствующими субъектами, если эта деятельность имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей, посредством:

1)      создания препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции;

2)      изъятия товаров из обращения, ограничения производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;

3)      установления (поддержания) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;

4)      заключения и (или) исполнения договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора, а также любого иного навязывания таких условий или отказа от заключения договора по причине отказа их принятия возможным контрагентом;

5)      заключения соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывания таких условий или отказа от заключения договоров по причине отказа принятия возможным контрагентом названных условий;

6)      заключения соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса;

7)      применения к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включения в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

8)      согласия заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

9)      осуществления иных действий (бездействия), приводящих к указанным результатам.

Антимонопольные меры. В случае, когда положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов признается доминирующим, устанавливается специальный государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и иными показателями деятельности данного хозяйствующего субъекта (субъектов) с целью установления факта злоупотребления таким положением.

Антимонопольный орган вправе в целях развития конкуренции принять в установленном законодательством порядке решение о принудительной реорганизации хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке.

В целях предупреждения возникновения и предотвращения усиления доминирующего положения на товарных рынках в Республике Беларусь антимонопольным органом и другими государственными органами в пределах их компетенции осуществляется государственный контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов, в том числе дочерних, зависимых обществ, холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, за преобразованием государственных органов и хозяйствующих субъектов в объединения, если это может привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарных рынках.

Антимонопольный орган осуществляет контроль за сделками с акциями, принадлежащими хозяйствующим субъектам и (или) выпущенными ими, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов в целях предотвращения возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

Согласие антимонопольного органа требуется в случаях:

  • приобретения хозяйствующим субъектом, охватывающим более 30 процентов рынка определенного товара, имущественных паевых взносов в имущество кооперативов (паев) или доли уставного фонда другого хозяйствующего субъекта, совершающего операции на товарном рынке с аналогичным товаром;
  • совершения хозяйствующим субъектом, охватывающим более 30 процентов рынка определенного товара, сделок с акциями другого хозяйствующего субъекта, совершающего операции на товарном рынке с аналогичным товаром;
  • приобретения любым юридическим или физическим лицом, иностранным государством, международной организацией или их органами более 25 процентов имущественных паевых взносов в имущество кооперативов (паев) или доли уставного фонда хозяйствующего субъекта, а равно иных сделок, в результате которых у названных субъектов права появляется возможность оказывать реальное влияние на принятие решений какого-либо хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке;
  • совершения любым юридическим или физическим лицом, иностранным государством, международной организацией или их органами сделок с более чем 25 процентами акций, а равно иных сделок, в результате которых у названных субъектов права появляется возможность оказывать реальное влияние на принятие решений какого-либо хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке;
  • приобретения юридическим или физическим лицом, их группами, а также иностранным государством, международной организацией или их органами прав, позволяющих реально определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его уставного (руководящего) органа.

Сделки, приводящие к возникновению или усилению доминирующего положения на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции, могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа или иных заинтересованных.

Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.04.2006 N 57 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству. Под соглашением между хозяйствующими субъектами, ограничивающим конкуренцию, понимается документально подтвержденная договоренность между хозяйствующими субъектами, способная привести к устранению, ограничению конкуренции или воспрепятствованию ее установления или развития. Под согласованными действиями, ограничивающими конкуренцию, понимаются скоординированные действия хозяйствующих субъектов, целью и (или) результатом которых является ограничение или устранение конкуренции.

Антимонопольные органы вправе:

1) выносить обязательные для исполнения юридическими лицами, государственными органами, их должностными лицами предписания (решения) о прекращении действий (бездействия), нарушающих антимонопольное законодательство, об отмене (изменении) принятых ими правовых актов, не соответствующих этому законодательству и (или) приводящих к ограничению конкуренции, в том числе:

  • о прекращении действия введенных запретов и (или) ограничений в отношении реализации товаров (работ, услуг) в Республике Беларусь, иных ограничений прав и законных интересов юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, на приобретение и (или) реализацию товаров (работ, услуг);
  • об отмене решений по наделению коммерческих и некоммерческих организаций полномочиями, которые могут привести к ограничению конкуренции;

2) заключать в порядке, установленном Министерством экономики Республики Беларусь, с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, соглашения (вносить изменения и дополнения в них), в которых определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги).

Предписания антимонопольного органа подлежат исполнению в установленный им срок.

Прибыль, незаконно полученная хозяйствующим субъектом, действующим на товарном рынке, в результате нарушения Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», взыскивается судом и направляется в установленном порядке в республиканский (местные) бюджет.

В Гражданский кодекс Республики Беларусь включены ст. 1029 и 1030, согласно которым недобросовестная конкуренция не допускается, а лицо, допустившее недобросовестную конкуренцию, обязано прекратить противоправные действия, опубликовать опровержение распространенных сведений и действий, составляющих содержание недобросовестной конкуренции, а также возместить причиненные убытки. При этом в Гражданском кодексе Республики Беларусь названы несколько возможных форм недобросовестной конкуренции:

1) действия, способные вызвать смешение в отношении предприятий, товаров, работ, услуг или предпринимательской деятельности конкурентов;

2) ложные утверждения, способные дискредитировать предприятие, товары, работы, услуги или саму предпринимательскую деятельность конкурента;

3) введение в заблуждение в отношении качеств товаров, работ, услуг конкурента;

4) иные совершаемые при осуществлении предпринимательской деятельности действия, противоречащие требованиям Гражданского кодекса Республики Беларусь и иных актов законодательства о конкуренции.

Согласно ст. 1 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» недобросовестной конкуренцией признаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат Закону «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

К категории недобросовестной конкуренции могут относиться только активные действия хозяйствующего субъекта. Бездействие, даже если оно приносит выгоду субъекту, причиняя убытки его конкуренту, недобросовестной конкуренцией формально не является.

Для признания какого-либо действия недобросовестной конкуренцией необходимо одновременное наличие трех признаков:

1) действия конкурента должны быть направлены на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, что приводит к необоснованному получению прибыли в большем размере, в первую очередь за счет препятствий реализации товаров (работ, услуг) конкурентов;

2) действия конкурента должны противоречить требованиям Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», который, в свою очередь, требует соблюдения и иных актов законодательства о конкуренции, а также требованиям добросовестности и разумности;

3) действия конкурента причинили или создали угрозу причинения убытков или ущерба деловой репутации хозяйствующего субъекта.

Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» не содержит норм, устанавливающих ответственность за действия, составляющие недобросовестную конкуренцию. В связи с этим хозяйствующий субъект при защите от недобросовестной конкуренции вправе руководствоваться Гражданским кодексом Республики Беларусь.

Согласно ст. 9 Гражданского кодекса Республики Беларусь не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление своим доминирующим положением на рынке.

Согласно ст. 1030 Гражданского кодекса Республики Беларусь лицо, осуществляющее недобросовестную конкуренцию, обязано прекратить противоправные действия и опубликовать опровержение распространенных сведений и действий, составляющих содержание недобросовестной конкуренции.

Лицо, потерпевшее от недобросовестной конкуренции, вправе требовать от недобросовестного конкурента возмещения причиненных убытков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *