0

Правовое регулирование разгосударствления и приватизации

Понятие разгосударствления и приватизации государственной собственности.

Обзор законодательства о разгосударствлении и приватизации.

Субъекты и объекты разгосударствления и приватизации.

Основные принципы разгосударствления и приватизации.

Способы разгосударствления и приватизации.

Общий порядок разгосударствления  и  приватизации.   Программы приватизации.

Органы приватизации, их функции.

 

Определение понятия приватизации содержатся в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 19.01.1993 N 2103-XII «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества».

Приватизация государственного имущества — продажа объектов приватизации субъектам приватизации в порядке и на условиях, установленных законом.

В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления ею.

Значение приватизации состоит в том, что:

— реализуется конституционный принцип многообразия форм собственности;

— создаются условия для конкуренции;

— увеличиваются инвестиции, в том числе иностранные, в национальную экономику;

— появляются новые технологии и т.п. благоприятные факторы.

Основными принципами приватизации и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества являются:

1)      законность;

2)      плановость и системность;

3)      гласность, открытость и широкое информирование общественности по вопросам приватизации и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;

4)      равенство субъектов приватизации;

5)      возмездность отчуждения объектов приватизации субъектам приватизации;

6)      соблюдение и защита прав собственников;

7)      содействие развитию эффективной социально ориентированной рыночной экономики.

Основными законодательными актами по приватизации являются:

1)      Декрет Президента Республики Беларусь от 20.03.1998 N 3 «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»;

2)      Закон Республики Беларусь от 06.07.1993 N 2468-XII «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь»;

3)      Закон Республики Беларусь от 16.04.1992 N 1593-XII «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь».

Особенности приобретения государственной собственности иностранными физическими и юридическими лицами, а также юридическими лицами с участием иностранных инвесторов определяются законодательством Республики Беларусь об иностранных инвестициях.

Особенности приватизации земли определяются законодательством Республики Беларусь о земле.

Особенности приватизации государственного и общественного жилья определяются Законом «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь» и другим законодательством Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику и осуществляет иные полномочия в области приватизации и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Президент Республики Беларусь по объектам приватизации, находящимся в собственности Республики Беларусь:

  • согласовывает планы приватизации и планы преобразования республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества;
  • принимает решения о приватизации, понижении начальной цены продажи объектов приватизации, предоставлении полномочий Совету Министров Республики Беларусь или республиканскому органу государственного управления по управлению государственным имуществом на принятие решений о приватизации и о понижении начальной цены продажи объектов приватизации, а также о предоставлении иным государственным органам (организациям) полномочий по решению отдельных вопросов при проведении приватизации;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Президентом Республики Беларусь могут устанавливаться иные порядок проведения, способы и условия приватизации, чем те, которые установлены Законом о приватизации.

Совет Министров Республики Беларусь в области приватизации и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества:

  • обеспечивает проведение единой государственной политики;
  • утверждает по согласованию с Президентом Республики Беларусь планы приватизации объектов приватизации, находящихся в собственности Республики Беларусь, и планы преобразования республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества;
  • определяет с учетом требований законодательных актов порядок проведения аукционов (конкурсов) по продаже объектов приватизации, порядок проведения конкурса по передаче принадлежащих Республике Беларусь или административно-территориальной единице акций открытых акционерных обществ в доверительное управление, в том числе с правом выкупа части этих акций по результатам доверительного управления, порядок проведения конкурса по выбору другого, кроме государства, учредителя открытого акционерного общества, создаваемого в процессе преобразования государственного унитарного предприятия, и случаи его проведения, а также порядок определения начальной цены продажи акций (долей в уставных фондах), находящихся в собственности Республики Беларусь;
  • в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь, принимает решения о приватизации объектов приватизации, находящихся в собственности Республики Беларусь, в соответствии с утвержденными планами приватизации и о понижении начальной цены продажи объектов приватизации, находящихся в собственности Республики Беларусь;
  • вправе привлекать в качестве консультантов по вопросам приватизации международные организации, иностранные юридические лица, а также иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, физических лиц, оказывающих услуги по проведению маркетинговых исследований, оценке имущества, определению условий продажи объектов приватизации и иные, в том числе консалтинговые, услуги в данной сфере.

Местные Советы депутатов обеспечивают проведение единой государственной политики в области приватизации и преобразования коммунальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества на территории соответствующей административно-территориальной единицы в соответствии с их компетенцией, определенной Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства.

Местные Советы депутатов определяют с учетом требований актов законодательства порядок:

  • формирования и утверждения планов приватизации объектов приватизации, находящихся в собственности административно-территориальных единиц, и планов преобразования коммунальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;
  • принятия решений о приватизации объектов приватизации, находящихся в собственности административно-территориальных единиц, и о преобразовании коммунальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;
  • определения начальной цены продажи акций (долей в уставных фондах), находящихся в собственности административно-территориальных единиц;
  • понижения начальной цены продажи объектов приватизации, находящихся в собственности административно-территориальных единиц.

При осуществлении приватизации республиканской собственности интересы государства как собственника представляет и защищает Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь (Положение о Государственном комитете по имуществу Республики Беларусь утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 N 958 «Вопросы Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь»), а объектов, находящихся в коммунальной собственности, — местные исполнительные и распорядительные органы (далее — органы приватизации).

Органы приватизации:

  • реализуют единую государственную политику в области приватизации;
  • осуществляют организацию приватизации;
  • привлекают в соответствии с актами законодательства специалистов для выполнения работ по приватизации;
  • создают комиссии по приватизации;
  • готовят проекты решений о приватизации в соответствии с актами законодательства;
  • принимают решения о преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества в соответствии с актами законодательства;
  • готовят предложения о способе и условиях продажи объектов приватизации;
  • выступают учредителями открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе преобразования государственных унитарных предприятий;
  • организуют проведение аукционов (конкурсов) по продаже объектов приватизации и конкурсов по передаче акций открытых акционерных обществ в доверительное управление с правом выкупа части этих акций по результатам доверительного управления;
  • создают комиссии по проведению аукционов (конкурсов) по продаже объектов приватизации и комиссии по проведению конкурсов по передаче акций открытых акционерных обществ в доверительное управление с правом выкупа части этих акций по результатам доверительного управления;
  • подают исковые заявления по спорам, возникающим по договорам по приватизации, в том числе об установлении фактов ничтожности сделок по приватизации и о применении последствий недействительности таких сделок;
  • осуществляют иные полномочия в соответствии с актами законодательства.

Контроль за осуществлением приватизации осуществляют Комитет государственного контроля Республики Беларусь и другие уполномоченные на то органы.

Субъекты приватизации государственного имущества — физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица Республики Беларусь, за исключением государственных организаций и хозяйственных обществ, в уставных фондах которых количество акций (размер доли), принадлежащих Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, не превышает 50 процентов, иностранные государства и их административно-территориальные единицы, международные организации, иностранные юридические лица, а также иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами.

Субъектами приватизации государственной собственности могут являться иностранные инвесторы (юридические и физические лица).

Иностранные инвесторы вправе:

1) внести вклад в уставный фонд ОАО, создаваемого в процессе приватизации;

2) участвовать в конкурсах, аукционах по продаже объектов государственной собственности;

3) приобретать акции ОАО на конкурсах и аукционах.

Субъекты приватизации могут действовать через своих представителей (доверенных лиц) в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Объектами приватизации государственного имущества являются: предприятия как имущественные комплексы государственных унитарных предприятий, акции (доли в уставных фондах) хозяйственных обществ, находящиеся в собственности Республики Беларусь или в собственности административно-территориальных единиц.

Процедуры приватизации не распространяются на случаи отчуждения государственными предприятиями, учреждениями, организациями имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения.

Не подлежат приватизации предприятия (объединения), организации и виды имущества, указанные в Законе Республики Беларусь от 15.07.2010 N 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства».

Формами приватизации являются:

— безвозмездная передача государственной собственности;

— продажа государственной собственности.

Целью безвозмездной передачи части государственной собственности только гражданам Республики Беларусь является обеспечение социального равенства в процессе приватизации на этапе перехода к рыночной экономике.

Доля государственной собственности, безвозмездно передаваемая гражданам Республики Беларусь в процессе приватизации, определяется (на период безвозмездной приватизации) Президентом Республики Беларусь.

Безвозмездно передаваемая каждому гражданину часть государственной собственности определяется двумя квотами.

Для реализации права использования квот гражданами Республики Беларусь им выдаются именные приватизационные чеки «Жилье» и «Имущество» в соответствии с Законом «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь».

Квоты в первую очередь используются гражданами Республики Беларусь по их целевому назначению:

  • жилищная квота — для приватизации жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда;
  • квота на имущество государственных предприятий — для приобретения приватизируемых государственных объектов.

Не использованные по целевому назначению квоты могут быть направлены на другие цели, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, либо погашаются государством.

Именной приватизационный чек Республики Беларусь является государственной именной ценной бумагой Республики Беларусь, выпущенной на срок, установленный Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Приватизационные чеки получают только граждане Республики Беларусь на сумму чеков, соответствующую их квоте в безвозмездно передаваемой государством собственности. Размер доли (квоты) государственной собственности, приходящейся на каждого гражданина Республики Беларусь, выражается суммой чеков, определенной в соответствии со ст. 7 Закона «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь».

Возмездная приватизация осуществляется при продаже государственных объектов за денежные средства.

Приватизация осуществляется путем продажи:

  • акций (долей в уставных фондах) на аукционе;
  • акций (долей в уставных фондах) по конкурсу;
  • предприятий как имущественных комплексов на аукционе;
  • предприятий как имущественных комплексов по конкурсу;
  • акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления.

Продажа объекта приватизации без проведения аукциона (конкурса) осуществляется в случае продажи акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления и в иных случаях, установленных Президентом Республики Беларусь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *