0

Правовое регулирование учета и отчетности

Общие положения об учете. Виды учета и отчетности, их сравнительная ха­рактеристика. Понятие учетной политики, ее структура и содержание.

Бухгалтерский учет и отчетность. Общие положения. Субъекты и объекты. Права, обязанности, ответственность субъектов учета.

Налоговый учет и отчетность. Общие положения. Субъекты и объекты учета. Права, обязанности, ответственность субъектов учета.

Персонифицированный учет и отчетность. Субъекты и объекты учета. Права, обязанности, ответственность субъектов учета.

Статистический учет и отчетность. Субъекты и объекты учета. Права, обязан­ности, ответственность субъектов учета.

Кадровый учет и отчетность. Общие положения. Субъекты и объекты учета. Права, обязанности, ответственность субъектов учета.

 

Осуществление хозяйственной деятельности есть процесс реализации экономических, в том числе управленческих, решений ее субъектов. Эффективность таких решений во многом зависит от получения полной и достоверной информации об управляемых и связанных с ними объектах и ее обработки. Получаемая информация фиксируется для ее последующего обобщения с целью принятия и корректировки коммерческих управленческих решений.

Фиксирование информации происходит посредством ее отражения в цифрах и документах, в том числе электронных. Документальное отражение информации об управляемых и связанных с ними объектах есть управленческий учет.

Учет — количественное отражение сведений о событиях, действиях и иных фактах в жизни общества, используемых для управления обществом на различных организационных уровнях. Стадиями учета являются: наблюдение, измерение, регистрация, обобщение.

В зависимости от уровня управления в хозяйственной деятельности учет делится на:

1) статистический учет — осуществляемый на макроуровне всего общества. В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 28.11.2004 N 345-З «О государственной статистике» государственная статистика — система сбора, обработки, обобщения, накопления, хранения, защиты, представления, распространения и использования органами государственной статистики и уполномоченными государственными организациями первичных статистических данных и сводных статистических данных (информации) об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении в Республике Беларусь;

2) налоговый учет. Согласно ст. 62 Налогового кодекса Республики Беларусь налоговым учетом признается осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством. Налоговый учет ведется исключительно в целях налогообложения и осуществления налогового контроля.

Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, применением соответствующих правил и форм учета.

3) бухгалтерский учет — осуществляется на микроуровне юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В соответствии со ст. 2 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» бухгалтерский учет — система непрерывного и сплошного документального отражения информации о хозяйственной деятельности организации методом двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Основными задачами бухгалтерского учета и отчетности являются:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее финансовом положении, полученных доходах и понесенных расходах;
  • обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении активов и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости.

Виды бухгалтерского учета: синтетический учет; аналитический учет.

Синтетический учет — отражение имущества, обязательств и хозяйственных операций в обобщенных денежных показателях.

Аналитический учет — детализированное отражение имущества, обязательств и хозяйственных операций в натуральных, количественных и денежных показателях.

Учитываемая информация обобщается для принятия и корректировки управленческих решений.

Результат обобщения управленческой и учтенной информации — управленческая отчетность. Она делится так же, как и учет, на оперативную, статистическую и бухгалтерскую. Бухгалтерская отчетность — система показателей, содержащая информацию о результатах хозяйственной деятельности и финансовом положении организации.

Бухгалтерская отчетность должна составляться в соответствии с законодательством Республики Беларусь и давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности.

Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными.

При составлении бухгалтерской отчетности должны быть обеспечены:

  • полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации активов и обязательств;
  • тождество данных аналитического учета данным синтетического учета за отчетный период, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.

Бухгалтерская отчетность состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; отчета об изменении капитала; отчета о движении денежных средств; приложений, предусмотренных нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности; пояснительной записки.

Организации, достоверность годовой бухгалтерской отчетности которых подлежит обязательному аудиту, прилагают к годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется организацией, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалистом-бухгалтером, являющимся индивидуальным предпринимателем, подписывается руководителем обслуживающей организации и (или) специалистом-бухгалтером, ведущим бухгалтерский учет.

Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Отчетным годом для всех организаций является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно, для вновь созданных организаций — с даты их государственной регистрации, создания по 31 декабря включительно.

Организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность:

  • учредителям (участникам) организации или собственникам ее имущества в соответствии с ее учредительными документами;
  • государственным органам (иным государственным организациям), если отчитывающиеся организации в соответствии с законодательством Республики Беларусь находятся в их подчинении (входят в их состав), или являются организациями государственной формы собственности, или имеют в уставном фонде долю государственной собственности, а также иным организациям в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь.

Государственные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам государственного управления, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Представляемая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

Годовая бухгалтерская отчетность организации может быть опубликована, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, подлежит обязательной публикации в определенных объемах. Если достоверность годовой бухгалтерской отчетности организации в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь подлежит обязательному аудиту, бухгалтерская отчетность публикуется вместе с итоговой частью аудиторского заключения.

Если в опубликованную бухгалтерскую отчетность в результате дополнительного аудита или проверок соответствующими контрольными органами вносятся изменения, то эти изменения должны быть опубликованы.

План счетов бухгалтерского учета организации и другие документы учетной политики должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

При ведении первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности на машинных носителях информации их хранение должно осуществляться в течение сроков, установленных для бумажных носителей информации.

Руководитель организации несет ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Предметом бухгалтерского учета являются имущество и обязательства организации.

При ведении бухгалтерского учета предприятие должно обеспечить соблюдение в течение отчетного года принятой методики (учетной политики). Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике организации, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утвержденной решением руководителя организации. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002 N 62 утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». Организации, руководствуясь нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из их структуры, отраслевых и иных особенностей хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации включает в себя:

  • описание принятых методов и способов ведения бухгалтерского учета;
  • план счетов бухгалтерского учета;
  • применяемые организацией самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы при отсутствии утвержденных в соответствии с законом типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации;
  • применяемые организацией регистры бухгалтерского учета;
  • регламентацию движения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики организации необходимо исходить из:

  • обособленности учета активов и обязательств организации от активов и обязательств других юридических и физических лиц;
  • непрерывности деятельности организации;
  • последовательности применения учетной политики;
  • временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации должна соответствовать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Изменения в учетной политике организации в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета должны вводиться с начала отчетного года, быть обоснованными и оформленными соответствующим решением руководителя организации. Изменения в учетной политике организации могут иметь место в случаях: реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации; изменения законодательства Республики Беларусь; изменения условий деятельности.

Изменение учетной политики оговаривается в пояснительной записке к годовому отчету с указанием возникших вследствие внесения изменений в учетную политику результатов в денежном выражении.

Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности — часть государственного регулирования хозяйственной деятельности и осуществляется в целях достижения единообразия ведения учета и составления бухгалтерской отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации.

Законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учете обеспечивает:

  • единообразие ведения учета активов, обязательств и хозяйственных операций всеми организациями;
  • сопоставимость учетной информации различных организаций;
  • достоверность учетной информации каждой организации.

Министерство финансов Республики Беларусь осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью и принимает обязательные для исполнения организациями нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, а также утверждает нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, разработанные и внесенные в установленном порядке государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь.

Республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь и осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли экономики, осуществляют методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики и принимают нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, не противоречащие нормативным правовым актам по бухгалтерскому учету и отчетности Министерства финансов Республики Беларусь.

Национальный банк Республики Беларусь осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности для Национального банка Республики Беларусь, а также для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, принимает обязательные для исполнения нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.05.1998 N 694 утверждена Государственная программа перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь.

Цель регулирования бухгалтерского учета будет состоять в обеспечении доступа всех заинтересованных пользователей к сопоставимой и объективной информации о финансовом положении и результатах деятельности субъектов хозяйствования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *