Личность в построении жизненной перспективы
0

Личность в построении жизненной перспективы

Категория субъекта философски указывает на потенциальную возможность, способность личности быть эпицентром, интегратором, координатором составляющих своего жизненного пути, прокладывать в нем свою линии, рассматривать свою логику, строить свои перспективы. Жизненный путь — это действительность, в которой сложно соотнести реальное и идеальное, необходимость и свободу, детерминацию, воздействующую на личность и активность как субъекта, детерминирующего способ жизни. Жизненный путь личности — это способ ее жизни, это то, что способна выстроить, создать из своей жизни сама личность. Наличие субъективных и объективных детерминант порождает противоречия, которые и разрешает личность в качестве субъекта. Разрешая противоречия, личность как субъект стремится к оптимальному соединению субъективных и объективных условий жизни, деятельности, общения. Объективные условия — это условия труда, требования его производительности, определенные на данном этапе развития общества, социальные, временные нормы получения образования, начала профессиональной деятельности, нормы рабочего времени и т. д. Но не всеми эта оптимальность достигается, поэтому реально разные типы личностей в разной мере становятся субъектами своей жизни.

Временная линия — это последовательность образов (мыслен­ных картин), в которых индивидуум представляет события свое­го прошлого, настоящего и возможного будущего.

Личностная зрелость — это прежде всего нравственная ответственность, которую субъект берет на себя не только за свою жизнь и поступки, но и за жизнь окружающих людей. Эта ответственность есть соединение во времени причины и следствия деяния субъекта. Ответственность — это осознание и реализация своих действий как причин и «причинения», и одновременно это взятие на себя последствий этих деяний. Здесь субъектом осуществляется совершенно особый синтез времен — предваряющего, предшествующего и последующего.

Если бы следствия поступков и деяний всегда были только позитивны, то нужна была бы только направляющая их детерминанта. Но в возможности негативных следствий действий, совершенных из благих побуждений, и выражается столкновение духовной интенции с реалиями бытия, существования. Ответственность поэтому оказывается гарантией субъекта за разрешение противоречия (в его позитивном или негативном варианте).

Экзистенциализм предложил понятие, которое содержит в себе характеристику не только серьезного отношения к жизни, но именно такого способа ее реализации, который дает субъекту подтверждение этой серьезности. Это понятие подлинности жизни. Не только личность, погруженная в текущие дела и заботы житейской необходимости, но личность, обладающая мощной рефлексией, не всегда достигает подлинности жизни. Одной рефлексии, одной духовной способности, одних нравственных взглядов недостаточно, чтобы их реализовать в жизни, вопреки бесконечным трудностям и противоречиям. Подлинной жизнь становится и переживается личностью как подлинная, когда она реализуется в соответствии с духовными принципами, принципом человечности. Как много вберет для себя личность в свое понимание, представление о человечности определит она сама, но тем более важно, чтобы это представление было максимально реализовано практически, от чего и зависит ее переживание подлинности или неподлинности своей жизни. Чем меньше будет дистанция, разрыв между благими намерениями, идеями, идеалом и реальным их осуществлением, тем более цельной и сильной духовно будет ощущать себя личность и более подлинной будет ей представляться ее жизнь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *