2

Основы психологии

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

         Психология – наука о психике как особой форме жизнедеятельности. Она изучает свойства, механизмы и закономерности развития и существования психики. Год рождения психологии как науки – 1879 г. (немецкий ученый Вундт основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии).

 

Этапы развития психологии как науки:

  1. Психология как наука о душе
  2. Психология как наука о сознании
  3. Психология как наука о поведении
  4. Психология как наука о психике

 

 

Психика – это форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия с внешним миром и выполняющая функции регуляции поведения.

    Предметом психологии является психика человека и животных, основные законы ее формирования и функционирования.

 

В отличие от других наук, основной трудностью для психологии является определение ее предмета. Разные школы в психологии давали разные определения ее предмета.

бихевиоризм определил предмет психологии как изучение поведения человека и животных и опосредующих это поведение стимул-реактивных отношений. Бихевиористы понимают личность как организованную и относительно устойчивую систему навыков (Павлов, Скиннер, Бандура, Уотсон и др.).

—  психоанализ или глубинная психология акцентирует внимание на изучении глубинных слоев психики, бессознательных психических процессов и мотивации (Фрейд, Эриксон, Адлер, Юнг и др.).

когнитивная психология — предметом изучения являются процессы переработки информации человеком и реализация поведения на базе когнитивных процессов (Келли, Джорж, Пиаже и др.).

гештальтпсихология – изучение психики с точки зрения целостных структур (гештальтов или образов) (Вертгеймер, Келлер, Коффка и др.).

гуманистическая психология – подчеркивает особую ценность субъективного опыта человека и уникальность каждой личности (Маслоу, Роджерс, Фромм и др.).

системно-деятельный подход – биологические особенности индивида развиваются в определенной социокультурной среде, индивид становится личностью в процессе формирования сознания и самосознания, в процессе выполнения определенной деятельности (Выготский, Рубинштейн, Ананьев и др.).

 

 

 

Отрасли психологии

    Общая психология изучает закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных.

Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, психологические характеристики групп.

Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания, условия формирования у учащихся познавательных процессов, разрабатывает психологические рекомендации.

Возрастная психология изучает онтогенез психических процессов развивающегося человека, возрастные особенности психических процессов.

Медицинская психология исследует психологические аспекты деятельности врача и поведения больного.

Психология труда изучает психологические аспекты трудовой деятельности человека, психологические основы научной организации труда (инженерная психология, юридическая психология, военная психология, психология управления).

Дифференциальная психология изучает, описывает и объясняет индивидуальные различия людей.

Психодиагностика – наука о методах и правилах постановки психологического диагноза.

 

 

Методы психологии

Основные:

  1. Наблюдение – внешнее/внутреннее. Недостаток низкая достоверность получаемых результатов.
  2. Эксперимент – преднамеренное создание условий (естественный/лабораторный).

Вспомогательные:

Метод опроса, метод тестов, статистические методы обработки, интерпретации и анализа данных, биографические методы.

 

ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

И АКТИВНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И СЕБЯ

Для психологического анализа личности следует разграничивать понятия «личность», «индивидуальность», «индивид», «человек».

Человек – биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, высшими психическими функциями, способный создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе деятельности.

Индивид это отдельный представитель человеческого общества.

Индивидуальность своеобразное, неповторимое сочетание особенностей индивида.

Личностьсубъект активной деятельности, преобразователь внешнего мира и себя самого, носитель сознания и самосознания.

 

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

К биологической подструктуре личности относятся половозрастные свойства нервной системы, патология строения организма, свойства нервной системы (скорость, уравновешенность, силу нервных процессов).

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Познавательные процессы – это ощущение, восприятие, мышление, воображение, память.

Сенсорно-перцептивные процессы — ощущение и восприятие.

Мнемические процессы — процессы памяти.

Интеллектуальные процессы — мышление и воображение.

 

ОЩУЩЕНИЕ

Ощущением называется простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов, явлений окружающего мира, а также внутренних состояний человека, которые воздействуют в данный момент на соответствующие органы чувств.  

Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами.

Виды и свойства ощущений

  1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущения, выделяют дистантную и контактную рецепцию.

Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К ним относятся: зрение, слух, обоняние.

Контактные ощущения возникают при непосредственном прикосновении к поверхности тела. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные.

  1. По месту расположения рецепторов различают экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения.

Экстероцептивные ощущения возникают от раздражения рецепторов, расположенных на поверхности тела (зрительные, слуховые, тактильные и другие ощущения).

Интероцептивные ощущения связаны с раздражением рецепторов, находящихся внутри организма. Эти ощущения отражают внутреннее состояние организма. К ним относятся ощущения голода, жажды, тошноты, внутренние болевые ощущения и др.

Проприоцептивные или двигательные ощущения отражают движение и состояние самого тела, положение конечностей, их движение и степени прилагаемых при этом усилий. Без них невозможно нормально выполнять и координировать движения.

  1. По модальности раздражителей ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.

 

Общие свойства ощущений:

 Качество

 интенсивность

 длительность

 

Основные закономерности ощущений

Способность человека иметь ощущения называется чувствительностью.

Ощущения возникают не сразу. Существует временной порог и латентный период.

         Временной порог – минимальная продолжительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения.

Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит определенное время, которое называется латентным периодом.

    Инерция – время исчезновения ощущения после окончания воздействия раздражителя.

Для того, чтобы в результате действия раздражителя на органы чувств возникло ощущение, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенной величины или порога чувствительности. Выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и дифференциальный.

Наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения.

Нижнему порогу ощущений противостоит верхний порог.

Наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом ощущения.

Интервал между нижним и верхним порогом ощущений образует диапазон чувствительности.

    Дифференциальный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается.

 

 

 

Психофизиологические закономерности ощущений

Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя называется адаптацией.

В зрительном анализаторе различают темновую и световую адаптацию.

Изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражителя других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Взаимодействие ощущений проявляется в явлениях сенсибилизации и синестезии.

Сенсибилизация (чувствительность) – повышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия раздражителя.

Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.

 

ВОСПРИЯТИЕ

    Восприятие ― это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на наши органы чувств.

Общие закономерности восприятия

    Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан полностью в готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Даже в тех случаях, когда  мы не воспринимаем некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно их дополняем.

Константность ― относительное постоянство восприятия образа. Наше восприятие в определенных  пределах сохраняет за параметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий восприятия

Иллюзия ― это искаженное восприятие реально существующей действительности.

Предметность ― объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.

Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков.

Осмысленность восприятия  определяется пониманием связи сущности предметов и явлений через процесс мышления. Восприятие, будучи осмысленным, вместе с тем является и обобщенным. Всякое слово обобщает.

 

Категориальность человеческого восприятия: воспринимая предметы и явления окружающего мира, человек называет их и тем самым относит  к определенным категориям объектов

Осмысленность восприятия проявляется в узнавании. Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом.

Минимум признаков, необходимых для опознания объекта, называют порогом восприятия.

Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой.

Избирательность ― преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.

Зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности называют апперцепцией. Различают личностную (устойчивую) и ситуативную (временную) апперцепцию. Личностная апперцепция определяет зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности ― образованности, убеждений и пр. Ситуативная апперцепция является временной, в ней сказываются ситуативно возникающие психические состояния (эмоции, установки и т. п.).

 

Виды восприятия

    В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии ведущую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.

    В зависимости от цели восприятие бывает преднамеренное и непреднамеренное. Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с известными волевыми усилиями.

Наблюдение -― это произвольное целенаправленное восприятие какого-то объекта, проводимое по определенному плану с последующим анализом и обобщением полученных данных.

Непреднамеренное восприятие ― это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным.

По степени организации восприятия могут быть организованными и неорганизованными.

     Организованное восприятие ―это планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Организованное восприятие особенно проявляется при наблюдении.

    Неорганизованное восприятие ― это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Восприятие бывает внешненаправленным (восприятия предметов и явлений внешнего мира)  и внутренненаправленным (восприятие собственных мыслей и чувств).

По форме существования отражаемой в восприятии материи выделяют:

  • восприятие пространства, предметов и явлений окружающегомира;
  • восприятие человека человеком;
  • восприятие времени;
  • восприятие движений.

ПАМЯТЬ

         Память – это отражение прошлого опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

Различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и индивидуальную (прижизненную).

Наследственная память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма и врожденные формы поведения (инстинкты).

Прижизненная память – это отражение прошлого опыта, полученного с момента рождения человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения в необходимый момент.

Виды индивидуальной памяти: различают мгновенную, кратковременную, промежуточную и долговременную память. Мгновенная память связана с удержанием образа раздражителя, воздействующего  на наши органы чувств в течение 0,1–0,5 с без переработки.  Если информация не превращается в другую форму хранения, то необратимо теряется.

Часть информации из мгновенной памяти попадает в кратковременную, которая обеспечивает удержание информации в сознании человека приблизительно двадцать секунд. Она ограничена по объему. Объем кратковременной памяти у человека индивидуален, колеблется в пределах 7 +- 2 единицы информации

Поскольку объем кратковременной памяти ограничен, информация из нее выводится в промежуточную, где хранится для использования в текущей деятельности.

Время удержания информации в промежуточной памяти исчисляется часами, а затем она вновь переводится в кратковременную память, где вторично оценивается, обобщается, а только затем частично переводится в долговременную память. Объем долговременной памяти практически неограничен, также неограничено и время хранения информации в ней.

Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение без специально поставленной задачи, цели что-либо запомнить или воспроизвести. Когда человек ставит перед собой цель усвоить или воспроизвести информацию, говорят о произвольной памяти.

Сенсорная память (образная) – это запоминание, сохранение и воспроизведение воспринятых ранее образов. К этому виду памяти относятся зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая память. Ведущую роль в жизни людей обычно выполняет зрительная и слуховая память.

Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и систем.

Эмоциональная памятьзапоминание, сохранение и воспроизведение определенных эмоциональных состояний, чувств при повторном воздействии или представления ситуации, в которой эти переживания возникли.

Словесно-логическая память  – это запоминание, сохранение и воспроизведение вербальной информации, ее смысла, логики рассуждений, доказательств.

 

Процессы памяти

Запоминаниепроцесс, направленный на усвоение и сохранение информации, обстоятельств жизни и деятельности, воспринимаемых человеком.

Различают непроизвольное и произвольное запоминание. Непроизвольное запоминание – это непреднамеренное усвоение чего-либо, т. е. человек не ставит перед собой цель, не использует никаких мнемических приемов для запоминания.

Произвольное запоминание  – целенаправленное усвоение информации.

Сохранение это сложный динамический процесс разработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение это процесс восстановления информации, извлечения ее из памяти.

Воспроизведение может быть непроизвольным, опирающимся на неосознанные установки, ассоциации, и произвольным. Произвольное, целенаправленное воспроизведение – это сознательный процесс вспоминания или припоминания информации.

Узнавание  – актуализация информации, образа, присутствующих в перцептивном поле, при опоре на повторное восприятие.

Вспоминание  – актуализация информации (образа), не вызывающая затруднений и не требующая опоры на восприятие или «подсказки».

Припоминание – воспроизведение, требующее волевых усилий для доступа к информации, хранящейся в памяти, для извлечения, для воссоздания ее.

Забывание – это невозможность вспомнить, воспроизвести, или неправильное воспроизведение какого-либо материала, информации.

 

Со временем воспроизведение иногда не ухудшается, а улучшается. Это явление называют реминистенцией.,

         Забывание может быть связано с возрастными особенностями человека. Этот феномен называется «законом Рибо«, или законом обратного хода памяти.

 

МЫШЛЕНИЕ

Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.

 

Мыслительные операции:

         Анализ – мысленное расчленение, разложение предмета или явления на составные части.

Синтез – это мысленное объединение отдельных частей, свойств, признаков в единое целое.

Сравнение – сопоставление предметов и явлений с точки зрения их качественной близости или удаленности.

Классификация – это объединение предметов  и явлений в группы на основе какого-то признака или группы признаков.

Абстрагирование – мысленное отделение одних свойств и признаков предмета от других их черт и от самих предметов, которым они свойственны.

Обобщение – это объединение предметов и явлений на основе общих признаков.

Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению.

 

Мыслительный процесс основывается на оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений действительности, признаков, общих для всех предметов, входящих в это понятие.

Суждение – отрицание или утверждение чего-либо о чем-либо. Суждения бывают утвердительные, отрицательные, истинные, ложные, предположительные.

Умозаключение – это серия логически связанных высказываний, из которых выводятся новые знания. Умозаключения бывают трех видов. Индуктивные умозаключения предполагают вывод частного суждения из общего. Дедуктивные – вывод общего суждения из частных. Умозаключение по аналогии основывается на схожести существенных признаков явлений, объектов, и на этом основании делается вывод о возможной схожести и по другим признакам.

 

Виды мышления

Практическое мышление направлено на подготовку к физическому преобразованию действительности. К практическому мышлению можно отнести наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.

    Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального физического преобразования ситуации, т. е. в процессе деятельности. Это генетически наиболее ранняя стадия развития мышления и с нее начинается развитие остальных видов мышления.

    Наглядно-образное мышление опирается на образы представлений или восприятия и их возможные изменения в результате деятельности и преобразования ситуации.

    Теоретическое мышление направлено на выявление каких-либо закономерностей, правил, законов и опирается на научные понятия или ситуационные, житейские обобщения.

К теоретическому мышлению относят словесно-логическое или абстрактное мышление, осуществляемое с помощью логических операций с понятиями.

Творческое мышление характеризуется высокой новизной продукта, своеобразием процесса его получения. Воссоздающее мышление характеризуется меньшей продуктивностью.

Аналитическое логическое мышление в значительной степени осознанно, развернуто во времени и имеет четко выраженные.

Интуитивное мышление начинается, как правило,

  1. с осмысления ситуации и желания решить задачу.
  2. процесс решения задачи
  3. озарение, понимание сути задачи и осознание результатов ее решения.
  4. этап проверки заключается в развернутой разработке проблемы и проверки ее результатов с помощью логических рассуждений.

 

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности могут быть обусловлены качествами ума: самостоятельностью, критичностью, гибкостью, глубиной, оригинальностью.

 

ЯЗЫК И РЕЧЬ

Основными свойствами речи являются содержательность, понятность, выразительность и воздейственность.

Содержательность определяется количеством информации, ее значимостью и соответствием действительности.

Понятность речи определяется тем, насколько замысел и речь говорящего осознается слушающими.

Выразительность – эмоциональная насыщенность речи. Она обеспечивается использованием фонетических, логических средств языка, правильным акцентированием, интонированием.

Воздейственность речи – влияние на мысли, чувства, поведение слушающих. Она обеспечивается в, первую очередь, интонированием и акцентированием.

 

Речь и язык выполняют три основных функции: сигнификативную, обобщающую и коммуникативную.

Сигнификативная (обозначающая). Слово как знак всегда имеет определенное значение и соотносится с обозначаемыми предметами и явлениями действительности. Знаки бывают вербальные и невербальные.

Объединение словом множества предметов, имеющих сходные существенные признаки, является обобщающей функцией языка и речи.

Познавательная функция т. е. организация познавательной деятельности и интеллектуального поведения, планирование интеллектуальной деятельности.

Коммуникативная функция языка и речи: организация, планирование и контроль основных видов совместной деятельности людей (игровой, учебной, трудовой); передача-прием, обмен, уточнение информации; подчинение сознания и поведения слушающего замыслу говорящего; передача чувств, состояний; поддержание контакта, формирование и развитие межличностных отношений.

 

Виды речи

  1. Различают: внешнюю и внутреннюю речь.

Внутренняя речь отличается от внешней, во-первых, тем, что она не озвучена; во-вторых, характерна фрагментарность, отрывистость, в-третьих, в ней опускаются второстепенные члены предложения и подлежащие, иногда остаются одни глаголы.

Внешняя речь – озвученная речь, обращенная к собеседнику или самому себе.

Внешняя речь подразделяется на

устную и письменную,

монологическую и диалогическую,

ситуативную и контекстную.

Устная речь – звуковая речь, воспринимаемая на слух. Она может быть разговорной речью, речью-беседой, авторским выступлением, докладом, лекцией.

Письменная речь обращена к отсутствующему или известному читателю, она более развернутая, точная.

Монологическая речь – длительное, последовательное изложение мысли одним собеседником.

Диалогическая речь – это общение двух или более собеседников, которые являются равноправными партнерами.

Ситуативная – это речь, сопровождаемая восприятием ситуации, о которой говорится.

Контекстная речь – речь, смысловое содержание которой становится понятным из самого текста высказывания без сопровождения ситуаций.

 

ВООБРАЖЕНИЕ

    Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа предметов или идеи.

В образах воображения всегда есть определенный отрыв от реальной действительности, но в них сохраняется связь с реальностью. Без чувственного опыта, без образов восприятия или представления создание новых образов невозможно. Образы воображения создаются посредством различных интеллектуальных операций, но основными из них являются анализ и синтез. В процессе анализа происходит разложение чувственных образов на составные части, элементы. В процессе синтеза происходит новое сочетание различных элементов, осуществляется соединение частей чувственных образов в единое целое.

Основными формами конструирования новых образов являются:

  • гиперболизация – преувеличение (или преуменьшение) предмета, изменение количества его частей (например, мальчик с пальчик, великан, дракон с семью головами);
  • заострение – подчеркивание каких-либо черт, признаков образа (карикатура, дружеский шарж);
  • агглютинация – «склеивание» различных, в повседневной жизни несоединимых качеств, свойств, частей реальных образов (русалка, избушка на курьих ножках и т. д.);
  • схематизация – образы представлений или восприятий, из которых конструируется образ воображения, сливаются, сглаживаются различия, а элементы сходства усиливаются;
  • типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах, и воплощение их в конкретном образе.

 

Выделяют несколько видов воображения, среди которых основными являются пассивное и активное.

Пассивное воображение характеризуется тем, что человек создает образы, намечает программы поведения, которые не воплощаются в жизнь и не могут реализоваться.

Пассивное воображение бывает произвольным, преднамеренно вызванным (например, грезы о чем-то приятном, заманчивом) и непреднамеренным, возникающим при ослаблении деятельности сознания, при временном бездействии человека, во сне (сновидения) или при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т. д.

Активное воображение всегда направлено на решение какой-либо задачи, т. е. побуждается ею, реализуется и контролируется.

К активному воображению относятся такие виды, как воссоздающее, творческое и антиципирующее.

Воссоздающее воображение – это конструирование образов в соответствии с информацией, воспринятой из вне — словесных описаний, схем, условных изображений.

         Творческое воображение – самостоятельное создание новых образов, реализуемых в оригинальных продуктах деятельности.

Антиципирующее воображение лежит в основе способности человека предвосхищать события, создавать образы результатов своих действий еще до их осуществления.

Особым видом воображения является мечта. Мечта – это создание образов желаемого будущего.

 

ВНИМАНИЕ

      Внимание это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на определенных объектах и явлениях окружающего мира.

Внимание делится на: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное (вторичное непроизвольное).

      Непроизвольное внимание возникает без сознательно поставленной цели и удерживается на объекте без всякого волевого усилия.

Произвольное внимание мотивировано, организуется и удерживается на объекте сознательно, с заранее поставленной целью, с помощью волевого усилия. Произвольное внимание требует значительных энергозатрат.

Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер, но не требует специальных волевых усилий. Послепроизвольное внимание – это то непроизвольное внимание, которое «рождается» из ранее организованного произвольного внимания. Это самый продуктивный вид внимания.

 

В зависимости от направленности внимание делится на виды: внешнее и внутреннее.

Внешнее внимание направлено субъектом на внешние объекты, а внутреннее вниманиена внутренние, т. е. происходящие внутри самого субъекта процессы и прежде всего психические.

 

Свойства внимания

Внимание обладает рядом свойств, важнейшими из которых являются сосредоточенность, устойчивость, колебание, переключаемость, объем, отвлекаемость, распределяемость.

      Показателем сосредоточенности, или концентрации, внимания является его помехоустойчивость, определяемая силой постороннего раздражителя, способного отвлечь внимание от предмета деятельности.

      Противоположным сосредоточенности является такое свойство внимания, как рассеянность.

      Устойчивость внимания проявляется во времени, в течение которого человек может быть непрерывно сосредоточен на одном объекте.

При устойчивом внимании может кратковременно, непроизвольно и периодически изменяться его направленность. Это явление называется колебанием внимания.

Переключаемость – преднамеренный перенос внимания с одного объекта на другой или с одних его элементов на другие.

Одним из важных свойств внимания является его объем.

Отвлекаемость внимания – свойство, противоположное устойчивости.

Распределяемость внимания проявляется в способности направлять его на несколько объектов или видов работ одновременно.

 

 ЭМОЦИИ

         Эмоциями называются такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности.

Эмоции отличаются следующими особенностями:

— субъективным характером. Отношение, которое выражается в эмоциях, всегда носит личный характер.

крайним многообразием качественных особенностей. Это многообразие часто обнаруживается в «разноцветной гамме оттенков» переживаний человеком одной и той же эмоции.

пластичностью. Одна и та же по своему качеству эмоция может переживаться человеком во многих оттенках и степенях в зависимости от причин, ее вызвавших, объектов или видов деятельности, с которыми она связана.

динамичностью. Эмоции могут быстро сменять друг друга.

связью с внутриорганическими процессами.

— связью с непосредственным переживанием.

 

Психологическая структура эмоций

Эмоции характеризуются тремя качествами:

          «удовольствием или неудовольствием»

          «возбуждением или успокоением»

          «напряжением или разрешением.

 

Классификация эмоций

  1. Волнение
  2. Радость
  3. Удивление
  4. Горе
  5. Гнев
  6. Отвращение
  7. Презрение
  8. Страх
  9. Стыд
  10. Вина

 

Различают:

активные, или стенические, которые повышают жизнедеятельность организма.

пассивные, или астенические эмоции, которые угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме.


 

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

К социальной подструктуре относится социальный опыт личности, то есть ее знания, умения, навыки, привычки. Опыт приобретает человек в процессе социализации.

Социализацияпроцесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности.

Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания, то есть целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации.

 

ПРИОБРЕТЕНИЕ  СОЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ

На приобретение личностного опыта оказывают влияние два основных фактора:

  1. Наблюдение соответствующего способа действий.
  2. Социальное подкрепление.

 

Основными механизмами социализации являются:

Имитация – отражение мимических и пантомимических движений (высовывание языка, открывание/закрывание рта, сжимание кулаков, стучание, бросание предметов и т. д.), воспроизведение предречевых и речевых вокализаций (интонации, темпа, громкости, ритма речи и т. д.). Чаще всего осуществляется  на основе механизма заражения.

Копирование – воспроизведение специфических движений взрослого или движений, входящих в состав действий с определенными предметами.

Подражание – активное воспроизведение ребенком способов действия, когда взрослый выступает как объект наблюдения.

Идентификация – уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо.

 

ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Асоциальное поведение повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие, главным образом, агрессивность антисоциальной направленности.

С точки зрения социальной направленности различают социализированное антиобщественное поведение и несоциализированное агрессивное поведение.

Просоциальное поведение определяют как действия с намерением помочь другим, не рассчитывая на вознаграждение.

 

 

ПОДСТРУКТУРА НАПРАВЛЕННОСТИ

Ядром личности считается направленность. К направленности личности относятся потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации.

 

ПОТРЕБНОСТИ

Потребностями называются внутренние (психические) состояния, переживаемые человеком, когда он испытывает настоятельную нужду в чем-либо.

Характерными особенностями потребностей, как психических состояний, являются:

а) конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно или с предметом, которым стремятся обладать, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение. В связи с этим различают предметные и функциональные потребности.

б) более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характерным эмоциональным состоянием.

в) эмоционально-волевое состояние побуждения к удовлетворению потребности, к нахождению и реализации необходимых для этого путей.

г) ослабление, иногда и полное исчезновение этих состояний, а в некоторых случаях даже превращение их в противоположные состояния при удовлетворении потребности.

д) повторное возникновение, когда нужда, лежащая в основе потребности, вновь дает о себе знать.

 

Классификации потребностей

Потребности делятся на:

потребности сохранения

потребности развития.

Потребности сохранения удовлетворяются в пределах социальных норм, а потребности развития, как правило, превышают эти нормы.

 

Классификация мотивов по А. Маслоу выглядит следующим образом:

Физиологические потребности

Потребности в безопасности

Потребности в социальных связях

Потребности самоуважения

Потребности самоактуализации: реализация собственных возможностей и способностей.

Иерархия потребностей начинается с физиологических потребностей. Далее следуют потребности безопасности и потребности в социальных связях, затем потребности самоуважения и, наконец, самоактуализации.

Самоактуализация может стать мотивом поведения, лишь когда удовлетворены все остальные потребности.

 

Механизм удовлетворения потребностей

  1. Стадию напряжения (когда возникает ощущение объективной недостаточности в чем-либо).
  2. Стадию оценки (когда появляется реальная возможность обладания, например, определенным предметом и человек может удовлетворить свою потребность).
  3. Стадию насыщения (когда до минимума снижаются напряжение и активность).

 

 

МОТИВАЦИЯ

Мотивы поведения могут быть как неосознаваемыми (инстинкты и влечения), так и осознаваемыми (стремления, желания, хотения).

Кроме того, реализация того или иного мотива тесно связана с волевым усилием (произвольность – непроизвольность) и контролем за поведением.

Инстинкт – это совокупность врожденных действий человека, представляющих собой сложные безусловные рефлексы, необходимые для адаптации и выполнения жизненно важных функций.

Влечение – наиболее характерно для детей очень раннего возраста. Влечение самым тесным образом связано с элементар­ными чувствами удовольствия и неудовольствия.

Стремление. По мере развития сознания ребенка его влечения начинают сопровождаться вначале пока еще смутным, а затем все более ясным сознанием переживаемой потребности. В таких случаях неудовлетворен­ная потребность начинает осознаваться в виде пока еще смутного стремления к более или менее определенному предмету или объекту, с помощью которого эта потребность может быть удовлетворена.

Желание. Его характерной особенностью является ясное и определенное представление цели, к которой стремится человек.

Хотения являются более высокой стадией в развитии мо­тивов  действий, когда к представлению цели присоединяется представление и о средствах, с помощью которых эта цель может быть достигнута.

Совокупность потребностей и мотивов образует мотивационную сферу, в которой можно выделить два компонента: содержательный и динамический. Содержательный компонент мотивации определяет предполагаемую направленность поведения, причем не прямо, а опосредованно, через поставленную цель или принятое решение. Динамический компонент выполняет собственно побудительную функцию.

Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл; эти мотивы называются смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними и выполняющие роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) – порой остро эмоциональных, аффективных, – лишены смыслообразующей функции; условно их называют мотивами-стимулами.

 

Формирование мотивации имеет два механизма:

  1. Воздействие на эмоционально-познавательную сферу.
  2. Воздействие на деятельную сферу.

 

 

Я-КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Я-концепция – это система установок человека относительно самого себя, обобщенное представление о самом себе. Я-концепция формируется, развивается, изменяется в процессе социализации личности, в процессе самопознания.

Под влиянием различных внешних или внутренних факторов Я-концепциия изменяется, т. е. Я-концепция является динамическим образованием.

Традиционно психологи выделяют три модальности Я-концепции: Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное.

Я-реальное – это установки (представления), связанные с тем, как индивид воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности, способности, социальные роли, статус Это представления о том, каков он есть на самом деле.

Я-идеальное – установки, связанные с представлениями о том, каким он хотел бы быть.

Я-зеркальное – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят и что о нем думают другие.

 

Выделяют три компонента Я-концепции:

когнитивный,

эмоционально-оценочный

 поведенческий.

 

Когнитивный компонент – это основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, составляющие представления человека о себе. Этот компонент часто называют «Образом Я». Составляющими «Образа Я» являются : Я-физическое, Я-психическое, Я-социальное.

Я-физическое включает представления о своем поле, росте, строении организма, о своей внешности в целом.

Я-психическое – это представление человека о своих особенностях познавательной деятельности (восприятие, память, мышление и т.д.), о своих психических свойствах (темпераменте, характере, способностях).

Я-социальное – представление о своих социальных ролях (дочь, сестра, подруга, ученица, спортсменка и т. д.), социальном статусе (лидер, исполнитель, отверженная и т. д.), социальных ожиданиях и т.д.

 

Эмоционально-оценочный компонент – это самооценка образа Я, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку отдельные черты, особенности, свойства личности могут вызывать различные эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью ими.

Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности.

Самооценка может быть заниженной или завышенной, низкой или высокой, адекватной и неадекватной.

 

Поведенческий компонент Я-концепции – это поведение человека (или потенциальное поведение), которое может быть вызвано образом Я и самооценкой личности.

 

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ

 

Человек использует защитные механизмы, чтобы защитить свое «Я» от стыда, вины, гнева, тревоги, конфликта, т. е. любой опасности. Цель защитных механизмов – срочное ослабление напряжения, тревоги.

Вытеснение – непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств из сознания в бессознательную сферу, забывание их.

Отрицание – уход от реальности, отрицание какого-либо события как неправды или снижение серьезности угрозы.

Рационализация – это способ разумного оправдания любых поступков и действий, которые противоречат нормам и вызывают беспокойство.

Проекция – приписывание другим людям собственных отрицательных качеств, состояний, желаний, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Замещение выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлимого мотива каким-то иным способом, мотивом.

Сублимация – это преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, т.е. трансформация влечений.

Интелектуализация – процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты, эмоции, чтобы овладеть ими.

Формирование реакции – подавление нежелательных мотивов поведения и сознательное поддержание мотивов противоположного типа.

СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

К индивидуально-психологическим особенностям личности относятся темперамент, характер, способности.

Темперамент – врожденные особенности индивида,  проявляющиеся в интенсивности, темпе и ритме протекания психических процессов и состояний.

Различают четыре основные типа высшей нервной деятельности:

  • сильный, неуравновешенный (с преобладанием процессов возбуждения);
  • сильный, уравновешенный, подвижный;
  • сильный, уравновешенный, инертный;
  • слабый.

Эту типологию И.П. Павлов связал с типами темпераментов:

Сильный, неуравновешенный тип нервной системы – у холериков;    сильный, уравновешенный, подвижный – у сангвиников;

сильный, уравновешенный, инертный – у флегматиков;

слабый – у меланхоликов.

Тип темперамента – врожденное свойство, но оно может несколько меняться под влиянием условий жизни или изменений, происходящих в организме.

 

Для определения темперамента человека следует обратить внимание на его активность.

В. Д. Небылицин в структуре темперамента выделяет:

общую,

двигательную

эмоциональную активность.

 

Общая активность – это готовность человека к деятельности, к освоению всего нового, стремление к преобразованию, преодолениям препятствий. Высокий уровень общей активности отличается у холериков и сангвиников, низкий – у меланхоликов и флегматиков.

Двигательная активность – это скорость, ритм, сила движений человека (походки, жестов, мимики), а также сила, скорость и ритм речи. Высокий уровень двигательной активности характерен холериков и сангвиников Низкий – для меланхоликов и флегматиков.

Эмоциональная активность – легкость, с которой эмоции становятся побудительной силой поступка. Низкий уровень эмоциональной активности характерен для сангвиников и флегматиков. Высокий – для холериков и меланхоликов.

Cочетание общей, двигательной и эмоциональной активности характеризует темперамент человека.

На базе темперамента формируется характер.

 

ХАРАКТЕР

Свойства темперамента, преобразуясь в процессе формирования личности, могут перейти в черты характера.

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к другим людям, себе, деятельности, окружающему миру.

Характер проявляется в манере поведения человека, в способах реагирования на действия и поступки других людей, манере общения, в способах и отношениях к деятельности.

В структуре характера выделяют интеллектуальные, морально-волевые, эмоциональные качества личности, а также такое качество личности, как убежденность. Ведущим компонентом характера является система убеждений.

В формировании характера основную роль играют наследственность, среда, социальное окружение, подражание. Истоки характера и первые признаки его стабилизации находятся в самом начале жизни в возрасте от 2 до 10 лет. К 17–19 годам характер человека можно считать в основном сложившимися.

От других черт личности характер отличается устойчивостью. Одна из этих устойчивых черт – общительность и связанная с ней замкнутость.    Более общие черты —  экстраверсия и интроверсия, выражающие соответственно открытость или замкнутость человека к окружающему, к другим людям.

Экстраверт – это общительный человек, проявляющий всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг.

Интроверт  – все внимание обращает на самого себя, он сам есть центр собственных интересов.

Типичные черты характера имеют различную интенсивность у разных людей. Акцентуированные черты характера проявляются при определенных условиях. Крайнюю интенсивность черт характера называют акцентуацией.

 

 СПОСОБНОСТИ

Способности это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-типологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

В психологии разделяют понятия «способности» и «задатки».

Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности центральной нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей.

Люди от природы наделены различными задатками. Эти задатки лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают.

Способности мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности. Каждый человек имеет только ему присущие способности как в отдельных видах деятельности, так и в широких сферах жизнедеятельности.

Существуют музыкальные, математические, литературные, артистические, инженерные, организационные и множество других способностей. Существуют также способности к приобретению знаний, которые определяются скоростью и качеством освоения человеком знаний и умений.

Способность к той или иной деятельности может определить устремленность личности к тем или иным видам деятельности и будет проявляться в виде склонностей.

 

Выделяют два вида способностей: потенциальные и актуальные.

Потенциальные это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения.

Каждый может реализовать свои потенциальные способности со своей психологической природой.  В этом случае говорят об актуальных способностях.

 

Существует также структуризация способностей на основе выделения общих и специальных.

Общие способности – это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности.

Специальныеэто способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические

 

Можно выделить и наличие различные способностей, проявляющихся как одаренность, талант и гениальность.

. Одаренность обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях.

Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом.

Гениальность самый высокий уровень развития способностей, выражающийся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности. Гениальность предполагает способности создавать принципиально новое, прокладывать новые пути в различных видах человеческой деятельности.

 

Групповыми называют способности, которые группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных способностей.

Когда происходит выбор профессии, у личности проявляются профессиональные способности.

 

 

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ

Психические состояния – психологическая категория, характеризующая психическую деятельность индивида за определенный период времени.

Это фон, на котором протекает психическая активность человека.

Он отображает своеобразие психических процессов и субъективное отношение индивида к отражаемым явлениям действительности.

К психическим состояниям относят радость, печаль, сосредоточенность, скуку, утомление, напряжение, апатию.

На то, какое именно психическое состояние возникнет у индивида в данный момент времени, влияют две группы факторов: факторы среды и индивидуальные особенности субъекта.

 

Психическим состояниям свойственны определенные характеристики.

Эмоциональные характеристики отражают доминирование при данном состоянии той или иной эмоции, их интенсивности (эйфория, радость, удовлетворение, печаль, тревога, страх, паника).

Активационные состояния показывают включенность индивида в ситуацию или отчужденность от нее (возбуждение, вдохновение, подъем, сосредоточенность, рассеянность, скука, апатия.).

Тонические состояния отражают тонус, энергетические ресурсы организма (бодрствование, монотония и психическое пресыщение, утомление и переутомление, сонливость и сон).

Тензионные состояния показывают, в какой степени человеку для выбора того или иного поведения требуется приложить волевые усилия (состояние напряжения, эмоциональное разрешение, фрустрация, сенсорный голод и стрессовые состояния).

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

В зависимости от содержания и динамики переживаний эмоции подразделяют на настроения, чувства и аффекты.

 

Настроения. Особенности:

  1. Слабая интенсивность.
  2. Значительная длительность.
  3. Неясность, «безотчетность».
  4. Своеобразный диффузный характер.

 

Чувства. Особенности:

  1. Отчетливо выраженная интенсивность.
  2. Ограниченная продолжительность.
  3. Осознанный характер.
  4. 4. Строго дифференцированная связь эмоционального переживания с конкретными предметами, действиями, обстоятельствами.

Чувства делятся на низшие и высшие.

Низшие чувства связаны преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением или неудовлетворением естественных потребностей человека.

Высшие чувства подразделяются на три группы: нравственные, интеллектуальные и эстетические.

 

Аффекты. Особенности:

  1. Чрезмерная интенсивность и бурное внешнее выражение эмоционального переживания.

 

  1. Кратковременность протекания эмоционального переживания.

 В течении аффекта можно отметить три стадии:

  1. Начальная стадия аффекта (постепенное нарастание интенсивности эмоционального переживания).
  2. Центральная стадия (аффект развивается до своего кульминационного пункта).
  3. Заключительная стадия (внешние и внутренние проявления аффекта более или менее быстро затухают).

 

  1. Безотчетность эмоционального переживания.

 

  1. 4. Резко выраженный диффузный характер эмоционального переживания.

 

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И ПОВЕДЕНИЯ

Фрустрация возникает всякий раз, когда физическое, социальное и даже воображаемое препятствие мешает или прерывает действие, направленное на достижение цели, удовлетворение потребности.

Различают следующие типы реакций в ситуации фрустрации:

1) Агрессивность – самый распространенный тип реакции.

2) Отступление и уход.

3) Регрессия – трудная задача заменяется более легкой.

 

Депривация означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей».

Различают внешнюю и внутреннюю депривацию.

 

Агрессия — один из способов удовлетворения актуальной для человека потребности. Агрессию условно можно разделить:

  1. Внешнюю, характеризующуюся открытым проявлением агрессии в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) либо на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение
  2. Внутреннюю, характеризующуюся выражением обвинений или требований, адресованными самому себе.

 

  1. Произвольную, возникающую из желания воспрепятствовать, навредить кому–либо, обойтись с кем–то несправедливо, кого–нибудь оскорбить.
  2. Непроизвольную, представляющую собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, когда действие не подконтрольно субъекту и протекает по типу аффекта.

 

1.Инструментальную (конструктивную), когда действия имеют позитивную ориентацию и направлены на достижение цели нейтрального характера.

  1. Враждебную (деструктивную), когда в действиях прослеживается стремление к насилию, а их целью является нанесение вреда другому человеку.

 

  1. Физическую агрессию – предпочтительное использование физической силы против другого лица;
  2. Вербальную агрессию – выражение негативных чувств как через форму или через содержание словесных ответов;
  3. Косвенную агрессию – действия, направленные окольным путем на другое лицо, или ни на кого не направленные;
  4. Негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства.

 

     Стресс можно определить как целостную реакцию живого существа на экстремальное воздействие.

Экстремальные воздействия, которые потенциально могут способствовать возникновению стресса, принято называть стрессорами.

 

 

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

К числу данных состояний относят:

 Сон

 Бодрствование

 Врабатывание

 Состояние оптимальной активности

 Утомление

 Монотония

 Психическое пресыщение.

 

 

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

ОБЩЕНИЕ

 

Личность формируется, развивается и проявляется в процессе общения.

 Общение – процесс взаимодействия с целью обмена информации, чувствами, совместной деятельностью.

 

Выделяют три основных компонента общения:

коммуникативный

перцептивный

интерактивный.

 

Коммуникативный компонент общения заключается в передаче информации от одного участника общения к другому, в воздействии на поведение, в формировании мнения, установок.

Коммуникация в человеческом общении основывается на использовании нескольких видов знаковых систем. В зависимости от используемой знаковой системы, выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.

Вербальная коммуникация основывается на использовании речи как знаковой системы.

         Невербальная коммуникация основывается на использовании неречевых знаковых систем.

  1. Оптико-кинетическая знаковая система, включающая в себя жесты, мимику и пантомимику (позы тела).
  2. Паралингвистическая знаковая система (тон и диапазон голоса, интонационные особенности) и экстралингвистическая знаковая система (паузы в речи, смех, плач и другие неречевые включения, а также темп речи)
  3. Организация пространства и времени общения.
  4. Визуальный контакт.

 

Перцептивный компонент общения

В процессе общении мы не просто воспринимаем особенности поведения и внешности партнера, на основе этой информации мы пытаемся сделать выводы об особенностях его личности и причинах тех или иных поступков.

 

Механизмами  понимания в процессе общения являются:    идентификация,

стереотипизация,

 атрибуция,

 эмпатия

 рефлексия.

 

Идентификация представляет собой отождествление себя с партнером по общению.

Эмпатия представляет собой эмоциональный отклик на состояние партнера по общению.

Рефлексия – это осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению.

Содержание процесса социальной перцепции включает восприятие и анализ особенностей внешности, речи и поведения партнера по общению и последующее построение представлений о его личности. При этом человек склонен избирательно подходить к информации, получаемой о партнере по общению: информация, соответствующая уже сложившемуся о нем впечатлению, принимается; информация, противоречащая этому впечатлению, не принимается в расчет. Это явление получило название эффекта ореола (гало-эффекта).

Формирование впечатления о партнере по общению в значительной степени основывается на первом впечатлении, сложившемся об этом человеке. Как правило, первое впечатление оказывает длительное влияние на восприятие данного человека. Это явление получило название эффекта первичности.

Со временем последующая информация о партнере по общению может привести к изменению сложившихся о нем представлений. В подобной ситуации существенное влияние на восприятие партнера по общению начинает оказывать не первое, а последнее по времени впечатление. Это явление носит название эффект новизны (новая информация определяет восприятие человека).

Зачастую познание партнера по общению строится на основе сложившихся у личности стереотипов. Это явление получило название эффекта стереотипизации.

Поскольку в реальной жизни мы редко точно знаем причины поведения другого человека, мы вынуждены приписывать их. Явление приписывания причин поведения получило название каузальной атрибуции.

Фундаментальная ошибка атрибуции заключается в том, что  человек, наблюдающий за событием, преувеличивает влияние личностных черт на поведение; человек, сам участвующий в событии, будет объяснять свое поведение скорее влиянием ситуации.

 

Интерактивный компонент общения

Общение невозможно без воздействия партнеров друг на друга.

Основное содержание взаимодействия в процессе общения – урегулирование совместной деятельности партнеров.

Позиция – это социальный статус партнеров по общению относительно друг друга в данной конкретной ситуации.

 

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Конфликт – столкновение противоположных интересов, целей, идей, убеждений и т. д., которое сопровождается острыми отрицательными эмоциями.

Конфликты чреваты негативными, деструктивными последствиями. Они мешают установлению взаимопонимания между людьми, затрудняют принятие решений, ведут к нестабильности и беспорядкам, сопровождаются неприятными переживаниями, могут привести к разрыву

отношений.

 

Структура конфликта

 Конфликтная ситуация – совокупность всех объективных и субъективных условий, при которых возможно возникновение и развитие конфликта. Элементами конфликтной ситуации являются оппоненты и предмет конфликта.

Оппоненты (субъекты) конфликта – противоборствующие стороны (индивиды, малые и большие социальные группы, общности, государства и т. д.).

Предмет конфликта – причина конфликта, его движущая сила, лежащее в его основе противоречие. При наличии оппонентов и предмета конфликта можно говорить о сложившейся конфликтной ситуации.

Субъективный образ конфликта предполагает осознание несовместимости интересов, взглядов, потребностей и т. д.

Инцидент – первоначальное действие, направленное на овладение предметом конфликта или ущемление интересов оппонента и провоцирующее конфликт.

Конфликтное взаимодействие характеризуется совершением участниками конфликта действий, направленных на реализацию в конфликте их собственных интересов.

Исход конфликта – это результат конфликта.

 

Динамика конфликта

В динамике конфликта можно выделить несколько фаз:

  1. Возникновение конфликтной ситуации.
  2. Осознание ситуации как конфликтной.
  3. Переход к конфликтному поведению.

Выделяют следующие стили поведения в конфликте:

Стиль уклонения – игнорирование проблемы, стремление избежать взаимодействия с партнером по общению в связи с возникшими разногласиями.

  • Стиль приспособления – человек отказывается от собственных интересов в пользу интересов партнера.
  • Стиль конкуренции – стремление отстоять свою позицию без учета интересов оппонента.
  • Стиль сотрудничества предполагает выработку взаимовыгодного, интегративного решения, полностью удовлетворяющего интересы обеих сторон.
  • Стиль компромисса предполагает поиск решения, частично удовлетворяющего обе стороны конфликта на основе взаимных уступок.

Наиболее эффективным традиционно считается стиль сотрудничества.

  1. Разрешение конфликта. О полном разрешении конфликта можно говорить лишь в случае удовлетворения интересов обеих сторон.

 

Классификация конфликтов

По количеству участников конфликты делятся на

 внутриличностные

межличностные

 между личностью и группой

 межгрупповые.

 

Внутриличностные конфликты – это конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т. д.), представленные в сознании индивида соответствующими переживаниями.

Межличностные конфликты – это ситуации противоречий, разногласий, столкновений между отдельными людьми.

В случае конфликта между личностью и группой наблюдается противоречие в отношениях отдельного человека и группы людей.

Межгрупповые конфликты – это конфликты между малыми и большими социальными группами.

 

По исходам конфликты делятся на

конструктивные (функциональные), стимулирующие развитие взаимоотношений.

деструктивные (дисфункциональные), тормозящие развитие, несущие разрушения.

 

По степени эмоциональной окрашенности конфликты делятся на

деловые, затрагивающие сферу формальных отношений между людьми   эмоциональные, охватывающие неформальные отношения.

 

По лежащему в основе конфликта противоречию выделяют мотивационные и когнитивные конфликты.

Мотивационные конфликты – конфликты интересов, вызванные ситуациями, затрагивающие цели, планы, устремления, мотивы участников, оказывающиеся несовместимыми или противоречащими друг другу.

Когнитивные конфликты – конфликты ценностей, обусловленные ситуациями, в которых разногласия между участниками возникают из-за несовместимости представлений, имеющих для них особое значение.

 

По времени протекания конфликты делятся на кратковременные и затяжные.

 

Классификация ролевых конфликтов

Ролевые конфликты связаны с возникновением противоречий между различными ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением. Выделяют следующие виды ролевых конфликтов.

Конфликт «Я – роль» возникает из-за существующих противоречий между требованиями роли и возможностями личности, то есть из-за неспособности человека соответствовать требованиям роли.

Межролевой конфликт, когда разные ролевые позиции личности  оказываются несовместимыми.

Внутриролевой конфликт возникает, когда личность на данной социальной сцене выполняет только одну роль, но отсутствует согласие относительно требований к ее ролевому поведению.

 

Причины возникновения конфликтов

Все разнообразие причин конфликтов можно разделить на объективные и субъективные.

К объективным факторам относят реально существующие в действительности обстоятельства, при которых возможно возникновение конфликта: ограниченность ресурсов, статусно-ролевые позиции участников конфликта, отношения господства-подчинения.

Субъективные факторы складываются на основе индивидуальных особенностей участников конфликтного взаимодействия: предубеждения, иллюзии, неадекватное, искаженное восприятие ситуации, партнера по общению, характерологические особенности человека, его психическое состояние.

 

Источником конфликта может стать конфликтная личность.

 

Выделяют следующие конфликтные типы личности.

Конфликтная личность демонстративного типа характеризуется стремлением быть в центре внимания и производить положительное впечатление на окружающих, эмоциональностью.

Конфликтная личность ригидного типа отличается жесткостью установок, негибкостью мышления, консервативностью, прямолинейностью, некритичностью к себе.

Особенностями конфликтной личности неуправляемого типа являются импульсивность, неуравновешенность, непредсказуемость поведения, агрессивность, некритичность к себе, склонность обвинять в своих неудачах окружающих.

Конфликтная личность сверхточного типа требовательна к себе, предъявляет повышенные требования к окружающим, эмоционально сдержанна, скрупулезна, чувствительна к деталям.

Конфликтную личность «бесконфликтного» типа отличают внутренняя противоречивость, непоследовательность поведения, чрезмерное стремление к компромиссу, зависимость от мнения окружающих.

 

Управление конфликтами

Управлять конфликтом значит контролировать ход его развития, воздействовать на процесс конфликта, направляя его в конструктивное русло и предупреждая возможные негативные последствия.

Разрешение конфликта предполагает достижение согласия между его участниками. Критерием разрешенности конфликта является удовлетворенность участников его исходом.

 

Модели разрешения конфликтов

    Силовая модель предполагает реализацию собственных интересов за счет интересов оппонента, стремление победить любой ценой, даже с использованием силы.

Интегративная модель разрешения конфликтов имеет в своей основе поиск взаимовыгодного решения, полностью удовлетворяющего интересы обеих сторон в конфликте.

Компромиссная модель разрешения конфликтов характеризуется стремлением достичь соглашения на основе взаимных уступок.

 

Способы разрешения конфликтов

 Все многообразие способов разрешения конфликтов можно разделить на          силовые (с ориентацией на победу в конфликте)

   переговорные.

Переговоры направлены на организацию коммуникации, диалога, конструктивного взаимодействия между участниками конфликта.

Именно в процессе диалога проясняются интересы, убеждения, точки зрения конфликтующих сторон, достигается лучшее понимание людьми друг друга.

 

При решении конфликта важно различать интересы и позиции участников конфликта.

Интересы – мотивы, движущая сила поведения человека в конфликте.

Позиция – форма выражения интереса.

 

Для поиска вариантов разрешения конфликта можно использовать:

Метод мозгового штурма.

Метод принципиальных переговоров

Использование и такого метода как медиаторство (посредничество).

 

Существует большое косвенных методов урегулирования конфликтов.

Метод «выхода чувств»

Обмен ролями

Контролируемый диалог

Вехи

Социальнопсихологический тренинг.

 

 

ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ

Социальная фасилитация – повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека или группы людей, выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.

Одним из проявлений социальной фасилитации является социальная ингибиция, предполагавшая уменьшение скорости и ухудшение продуктивности деятельности человека в данных условиях.

Социальное научение – приобретение организмом новых форм реакций путем подражания поведению других живых существ или наблюдения за ним.

Социальное подкрепление – условия, способствующие усвоению или угасанию поведенческих реакций в рамках определенной ситуации или группы ситуаций (положительное подкрепление, отрицательное подкрепление).

Социальный контроль – система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в данной общности нормами.

 

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЮДЕЙ В МАЛОЙ ГРУППЕ

К малым группам относится относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами: семья, трудовой коллектив, учебная группа, компания друзей, спортивная команда и т. д. Человек одновременно может являться членом нескольких малых социальных групп.

Размеры малой группы варьируются от 2–3 человек до 30–40. В качестве оптимального для функционирования группы указывается размер 7±2 человек.

 

Классификация малых групп

Малые группы делятся на

формальные, возникающие на основе официального решения (школьный класс, трудовой коллектив)

неформальные, возникающие стихийно на базе личных интересов (компания приятелей).

 

Выделяют группы членства и референтные группы.

Группа членства – это группа, членом которой считает себя человек.

Референтная группа – группа, нормы и ценности которой разделяет и действует согласно этим нормам рассматриваемый человек.

 

По длительности существования малые группы делятся на временные и стационарные.

 

По уровню развития группы подразделяются на:

Коллектив – добровольное объединение людей, характеризующееся высоким уровнем опосредования межличностных отношений совместной деятельностью и наличием социально одобряемых целей (например, трудовой коллектив, достигший социально-психологической зрелости).

Корпорация – группа, достигшая высокого уровня социально-психологической зрелости, но преследующая социально не одобряемые цели (высокоорганизованная преступная группа).

Просоциальная ассоциация отличается невысокой степенью опосредования межличностных отношений совместной деятельностью и общественным характером целей (например, только что созданная учебная группа).

Асоциальная ассоциация характеризуется антиобщественным характером деятельности, невысокой степенью опосредования межличностных отношений этой деятельностью.

Диффузная группа – скопление людей, которых объединяет лишь место и время, совместная деятельность практически отсутствует (пассажиры автобуса).

 

 

Динамические процессы в малой группе

Групповая динамика – вся совокупность процессов, которые имеют место в жизнедеятельности группы и характеризуют движение группы во времени, ее развитие.

Характеристики групповой динамики:

  • цели и задачи группы;
  • нормы группы;
  • структура группы, групповые роли, лидерство;
  • сплоченность группы;
  • принятие решений в группе;
  • этапы и механизмы развития группы.

 

Конформность – добровольное изменение взглядов или поведения в ситуации воображаемого или реального давления.

Конформность может быть внешней, когда мнение группы принимается лишь внешне при внутреннем несогласии (мнимая конформность), и внутренней, когда человек действительно принимает мнение группы.

 

Структура группы

Каждый член группы занимает в ней определенную позицию и обладает в соответствии с этой позицией определенным статусом. Другие члены группы ожидают от него определенного поведения.

Роль есть нормативный образец поведения, обусловленный занимаемой человеком позицией внутри группы.

Каждая группа имеет свою статусноролевую структуру. Элементом социально-психологической структуры группы является лидер.

Лидерство – динамический процесс в малой группе, в основе которого лежит влияние личного авторитета человека на других членов группы.

 

Феноменология принятия группового решения:

Социальная фасилитация – улучшение выполнения задания в присутствии других людей.

Социальная ингибиция – ухудшение выполнения задания в присутствии других людей.

Сдвиг группового риска – принятие членами группы в ходе группового обсуждения более рискованного решения, чем в одиночку.

Огруппление мышления – единодушие группы, при котором члены группы не могут дать реалистичной оценки альтернативным вариантам действия или решения.

Социальная леность – уменьшение индивидуальных вкладов отдельных членов группы в ее деятельность по мере увеличения размеров группы.

Эффективность деятельности группы

Слагаемыми эффективности группы являются

групповая продуктивность

 удовлетворенность от членства в группе.

 

 

Механизмы групповой динамики:

  1. Разрешение внутригрупповых противоречий.
  2. 2. Идиосинкразический кредит
  3. Психологический обмен.

 

 

Социальнопсихологический климат группы – устойчивое психическое состояние группы, отражающее особенности ее жизнедеятельности.

Благоприятный социально-психологический климат характеризуют доверие, доброжелательность в отношениях, взаимопонимание, свободное выражение членами группы своего мнения и уважение к мнению других, конструктивность критики, чувство защищенности, оптимизм, уверенность, удовлетворенность от членства в группе.

Неблагоприятный социально-психологический климат отличается напряженностью в отношениях между членами группы, конфликтностью, преобладанием подавленного настроения, неудовлетворенностью от членства в группе.

 

Психологическая совместимость – способность членов группы выполнять совместную деятельность.

Выделяют четыре уровня совместимости:

 Физический

 Психофизиологический

 Психологический

 социально-психологический.

 

Социометрическая структура группы характеризует субординацию позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтений.

Наибольшей популярностью и симпатией пользуются «звезды». Выделяют также категории предпочитаемых, игнорируемых, изолированных и отвергаемых членов группы.

 

2 комментария

  1. Весь курс психологии за семестр в одной статье
    Классно, спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *