История и особенности сервировки стола
0

История сервировки

Ритуал сервировки берет свое начало из раннего средневековья. В то время ее элементы не имели под собой художественной основы и не подразумевали ни одного из трех направлений искусства (музыка, поэзия, живопись). Например, в 13 в. на столах знати стояли свечи из пчелиного воска или сала и несли чисто функциональный характер, а сейчас свеча – это элемент декора и сервировки. Столь привычных для нас сегодня тарелок в то время просто не существовало. Еду накладывали в специальные углубления, выдолбленные прямо в дубовых досках столов, так что отказаться от принятого блюда было уже невозможно.

Не менее часто элементы сервировки являлись способом обозначить социальный статус приглашающего. Например, на некоторых столах края углублений «тарелок» украшались резным орнаментом. Чем искуснее требовалось украшение, тем более дорогой оказывалась работа, которая была по карману далеко не каждому хозяину. Такая традиция украшать столы просуществовала недолго – узор забивался пищей, орнамент темнел и терял привлекательный вид и начинал издавать не слишком приятный запах. Тем не менее резные украшения стола средневековья можно считать первым известным примером сервировки, а также и посудной росписи.

В то же время появились и первые «столовые» ножи, предназначенные специально для приема пищи. До этого пирующие в качестве вилки пользовались боевыми кинжалами или просто брали куски руками. Столовые ножи с традиционно округленным лезвием не оказались бы столь востребованными, если бы гости после приема пищи не принимались порой ссориться и резать друг друга.

Закрывалось пиршество из жареной птицы, украшенной собственными перьями (работа и сейчас непростая, а в то время вовсе трудоемкая). Это выглядело очень эффектно, и лишний раз подчеркивало значительный статус хозяина пира.

В 10 в. во время застолья в качестве тарелок стили использовать ломти хлеба. После пира  хлеб, пропитанный мясным соком и соусом, отдавали нищим, толпившихся у ворот крепости. Лишь хозяин дома и самые почетные гости получали еду на отдельном блюде. Если организатор пира был богат, оно было золотым. Рыцарям поскромнее приходилось довольствоваться серебром или оловом. Самые бедные обходились блюдами из дерева. Блюдо ставилось из расчета на двух – трех гостей.

Позднее в 11-12 вв., появились первые скатерти – огромные куски плюшевой материи, украшенные цветами. К 14 в. пирующие уже пользовались солонками и кувшинами для напитков, хотя персональные столовые приборы еще были редкостью. И если ложки были более-менее привычны (упоминание о золотых, серебряных, бронзовых ложках встречаются в письменах, датированных 1-м веком до Рождества Христова), то с вилками дело обстояло сложнее.

Первое упоминание о вилке «шильце» (вилка с одним зубом) встречается в византийских рукописях 11 в. Вскоре Европа переняла моду и первая европейская вилка была пятизубой по аналогии с ладонью – «пятерней». Из-за дороговизны вилки и ее редкости приглашенные, являясь на пир, были обязаны приносить вилки и ложки с собой. Персональные приборы вступали в соревнование роскоши и значимости. Приборы старались отливать из серебра или золота и по возможности украшались драгоценными камнями. Основанием для спора служил не только внешний вид, но и размеры прибора, и поэтому были случаи, когда приглашенные не могли нормально есть, т. к. их вилки и ложки были велики и не проходили в рот. От этой нелепицы берут свое начало традиционные двузубые вилки для мяса и птицы.

Столовые приборы в их традиционно-современном виде появлялись на свет благодаря случайностям, нелепостям или экономности хозяев. Например, английский рыцарь решил удивить пресыщенных гостей. Он заказал литейщику комплект отдельных блюд, но узнав о стоимости, попросил мастера отлить блюда размером поменьше. Возможно же всему виной был чрезмерный расход продуктов на столь внушительное количество полноценных блюд, а может быть хозяин пира заботился об удобстве для гостей – попробуй размести бок о бок пару десятков огромных блюд! Тем не менее блюда требуемого размера были отлиты, и первой была Европа, которая пользовалась тарелками как обыденным и повсеместно распространенным прибором.

Соловые приборы, привычные для нас, прочно вошли в обиход лишь к концу 18 в. А следующее за ним столетие можно назвать «золотым веком сервировки». Именно в его начале в Саксонии уже изготавливали собственный фарфор, а чуть позже глазурь. Европа переживала «посудный бум», т. к. изготовление столовых приборов превратилось в обособленную динамично развивающуюся индустрию, а процесс сервировки стола и подаваемых блюд приобрел все признаки самостоятельного изящного искусства. В это время распространялись чайные чашечки и блюдца и специальные кофейные кружки. Хороший стол стал немыслим без украшений и изящных букетов (аксессуаров).

В Англии началось промышленное производство столовых приборов, фарфоровые мануфактуры открывались по всей Европе. В 18-19 вв. родились такие фирмы, как Villeroy&Boch (Герания), Baccarat (Франция), Revol (Франция), Bauscher (Германия), Tognana (Италия), Christofle (Франция), Daum (Франция), и ряд друних, существующих и по сей день.

На протяжении 18-19 вв. развитие искусства сервировки шло семимильными шагами, появлялись сервизы из множества приборов, каждый из которых предназначался для определенного блюда. Широкое распространение получили искусно сложенные столовые салфетки, являвшиеся непременным признаком изысканности сервировки. Фабриканты разрабатывали все новые металлы и сплавы для изготовления приборов, в частности никель и мельхиор, которые используются и по сей день.

Середина же 20 в. знаменуется появлением фаст-фудов («поешь быстро»). В таких заведениях сервировка отсутствует как вид, т. к. используется картонная и пластиковая посуда! Однако, хорошие рестораны с красивыми интерьерами, интересной сервировкой столов, разнообразными изысканными меню и отличной картой вин, как и прежде, пользуются популярностью у гурманов всех стран. Более того, такой ресторан постепенно становится не просто «храмом вкусной еды», но и местом «для принятия решений». Успех любого спланированного разговора в ресторане в немалой степени зависит и от того, насколько удачна сервировка стола. Красиво сервированный стол задает тон всему обеду или ужину, улучшает аппетит, настраивает на приятный и умиротворенный лад. В настоящее время особенно востребованы услуги компаний, занимающихся поставкой на российский рынок высококлассной посуды, столовых приборов и аксессуаров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *